ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Воспитание словом человека и гражданина Отечества

Воспитание словом человека и гражданина Отечества

Поступила: 10.01.2024

Принята к публикации: 14.02.2024

Ключевые слова: российские традиции обучения и воспитания; преподавание русской словесности; духовное и нравственное становление ребенка; национальные ценности; любовь к Отечеству

DOI: 10.55959/LPEJ-24-03

Доступно в on-line версии с: 24.04.2024

Для цитирования статьи

Кортава Т.В. Воспитание словом человека и гражданина Отечества // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 54-71

Номер 1, 2024

Аннотация

Актуальность. Возрождение лучших отечественных традиций детского чтения осознается педагогической общественностью как важнейший способ противостоять кризисным явлениям в сфере интеллектуального развития детей на уровнях дошкольного, начального и общего образования. В основе такой постановки вопроса — глобальные социокультурные сдвиги, по влекшие за собой быстрые и значительные изменения в общем кругозоре ребенка, круге его чтения, наборе ключевых читательских навыков. Высокий художественный уровень и огромный воспитательный потенциал русской литературы является предпосылкой для возрождения отечественных традиций детского чтения. Путь к постижению литературы лежит через обучение чтению, и именно это умение рассматривается как фундаментальное и безальтернативное условие развития всех других разнообразных аспектов образованности и духовности. 

Методы. В статье на обширном историческом материале представлено развитие идей воспитания художественным словом, отраженных в трудах Н.И. Новикова, И.Ф. Тимковского, И.И. Срезневского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф.И. Буслаева, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского, Л.Н. Модзалевского, Л.Н. Толстого, Каюма Насыри, Н.А. Рубакина, Г.Г. Шпета, Л.С. Выготского, А.В. Луначарского, М. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Е.Н. Ильина. 

Результаты. Показано, что отечественная педагогическая традиция с момента своего зарождения базируется на прочном фундаменте единства обучения и воспитания подрастающего поколения на национальных ценностях и традициях русской словесности, с уважением к личности ребенка и его особенностям. Особое внимание уделено роли детской литературы в духовном и нравственном становлении человека, воспитании преданного гражданина своего Отечества.

Литература

Бахтин, М.М. (1970). Смелее пользоваться возможностями. Новый мир, (11), 237–240.

Богуславский, М.В., Милованов, К.Ю. (2014). Педагогическая судьба К. Д. Ушинского. Отечественная и зарубежная педагогика, 17(2), 6–18.

Бодуэн де Куртенэ, И.А. (1963). Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Букварь (1634). Москва: Печатный двор.

Букварь (1694). Составлен Карионом Истоминым. Гравирован Леонтием Буниным. Москва: Печатный двор.

Буслаев, Ф.И. (1992). О преподавании отечественного языка. Преподавание отечественного языка. Москва: Просвещение.

Выготский, Л.С. (1934). Мышление и речь. Психологические исследования. Под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. Москва; Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство.

Галахов, А.Д. (1852). Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях, составленный А. Галаховым и Ф. Буслаевым, на основании Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений, высочайше утвержденного 24-го декабря 1848 года. Санкт-Петербург: Тип. Штаба воен.-учеб. заведений.

Декрет Совета народных комиссаров (1922). Положение о Главном Управлении по делам литературы и издательства (Главлит). 6 июня 1922 г.Известия, (137).

Ильин, Е.Н. (2002). Из блокнота словесника. Санкт-Петербург: Оса; Росстани.

Лихачев, Д.С. (1992). Письма о добром и прекрасном. Москва: Прогресс.

Луначарский, А.В. (1985). О детской литературе, детском и юношеском чтении. Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н.Б. Медведева. Москва: Детская литература.

Маршак, С. (1970). Собрание сочинений: в 8 т. Т. 5. Лирика. Предисл. А.Т. Твардовского. Москва: Изд-во «Художественная литература».

Маршак, С. (1971). Воспитание словом (статьи, заметки, воспоминания). Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. Москва: Изд-во «Художественная литература».

Модзалевский, Л.Н. (2000). Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Под общ. ред. В.П. Сальникова. Ч. I. Санкт-Петербург: Алетейя.

Мордовцев, Д.О. (1862). О русскихъ школьныхъ книгахъ XVII вѣка. Москва.

Новиков, Н.И. (1951). О воспитании и наставлении детей. Избранные произведения. Москва: Гос. изд-во худож. лит.

Редкин, П.Г. (1958). Любовь может всё. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.Я. Струминский Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР.

Редкин, П.Г. (1958). На чем должна основываться наука воспитания. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.Я. Струминский. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР.

Редкин, П.Г. (1958). О детском чтении. Избранные педагогические сочинения. Сост. В. Я. Струминский. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР.

Рубакин, Н.А. (1924). Что такое библиологическая психология? Ленинград: Колос.

Рубакин, Н.А. (1977). Психология читателя и книги. Москва: Книга. Срезневскiй, И.И. (1859).

Замѣчанiя о первоначальномъ курсѣ русскаго языка. Санкт-Петербург: Тип. Акад. Наук.

Срезневский, И.И. (1871). Замѣчанiя объ изученiи русскаго языка и словесности въ среднихъ учебныхъ заведенiяхъ. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. Наук.

Срезневский, И.И. (1899). Объ изученiи родного языка вообще и особенно въ дѣтскомъ возрастѣ: изъ бесѣдъ И. И. Срезневскаго. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. Наук.

Тимковский, И.Ф. (1811). Опытный способ к философическому познанию российского языка, сочиненный Илией Тимковским. Харьков: Имп. Харьковский ун-т.

Толстой, Л.Н. (1936). Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят? Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 8. Педагогические статьи 1860–1863. Москва: Гос. изд-во «Художественная литература».

Толстой, Л.Н. (1953). Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 62: Письма, 1873–1879. Москва: Гос. изд-во художественной литературы.

Толстой, Л.Н. (1953). Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 61: Письма, 1863–1872. Москва: Гос. изд-во художественной литературы.

Ушинский, К. Д. (1949). Собрание сочинений: в 11 т. Т. 6: Родное слово. Книга для детей (год первый и второй). Родное слово. Книга для учащих. Сост. В.Я. Струминский. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1948). О необходимости сделать русские школы русскими. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3: Педагогические статьи, 1862–1870 гг. Сост. В.Я. Струминский. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1948). О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857–1861 гг. Сост. В.Я. Струминский. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1948). Родное слово. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857–1861 гг. Сост. В.Я. Струминский. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1948). Три элемента школы. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857–1861 гг. Сост. В.Я. Струминский. Москва: Издво Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1994). Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск: Детская литература.

Чуковский, К.И. (1936). От двух до пяти. Ленинград: Художественная литература.

Шпет, Г.Г. (1989). Сочинения. Москва: Наука.

Щерба, Л.В. (1904). О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета. Труды Первого Съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 дек. 1903 г.). Санкт-Петербург: Пед. Музей воен.-учеб. Заведений. С. 14–27.

Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению. (1740). Собранное от разных авторов. И повелением ея имп. величества 2-м тиснением напечатанное. Санкт-Петербург: Имп. Акад. наук, 1740.