ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России

Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России

Поступила: 24.01.2024

Принята к публикации: 25.02.2024

Ключевые слова: российская высшая школа; наука; «Приоритет-2030»; «Передовые инженерные школы»; стратегическое лидерство; математические и естественные науки; Российский союз ректоров; конкурентоспособность образования; консорциум «Вернадский»

DOI: 10.55959/LPEJ-24-01

Доступно в on-line версии с: 24.04.2024

Для цитирования статьи

Садовничий В.А. Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 9-25

Номер 1, 2024

Аннотация

Актуальность. В современных условиях обостряется необходимость совершенствования образовательной системы России с точки зрения реализации национальных целей и стратегических задач развития страны, создания суверенной национальной системы образования и укрепления единого образовательного пространства страны (включая новые регионы), а также соответствия подготовки обучающихся требованиям современного информационного общества и глобальным тенденциям развития образования, формирования компетенций, востребованных рынком труда как в ближайший период, так и на перспективу. В этой связи важно комплексно оценить проблемы, стоящие перед высшей школой Российской Федерации, и предложить возможные решения со стороны университетской корпорации, направленные на реализацию поставленных целей и задач, как в рамках существующих национальных проектов и программ, так и на среднесрочную перспективу.

Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ проблем образования в разрезе национальных проектов и целей стратегического развития страны

Результаты. В статье обозначены приоритеты и основные задачи работы российской университетской корпорации. Обозначены направления реформирования математического, химического, физического, инженерного образования; выделены важность и значение фундаментальной подготовки в высшей школе; обоснованы возможности по укреплению региональной базы подготовки кадров; предложены рекомендации по построению суверенной национальной системы образования и формированию единого образовательного пространства страны, выделено значение воспитательной работы и патриотического воспитания в вузах. Направления работы университетской корпорации, предложенные в статье, являются по сути программным документом для высшей школы на текущий период и на перспективу.

Литература

Ахапкин, Н.Ю. (2023). Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения. Вестник Института экономики Российской академии наук, (6), 7–25. URL: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_6_7_25

Высшая школа России в эпоху пандемии COVID-19 (2021). Монография. Под ред. В.А. Садовничего. Москва: Издательство Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Габдрахманов, Н.К., Карачурина, Л.Б., Мкртчян, Н.В., Лешуков, О.В. (2022). Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах. Вопросы образования, (2), 88–116. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-88-116

Калмыков, С. (2023). В науке нет неинтересных вещей.Indicator. URL: https://indicator.ru/chemistry-and-materials/stepan-kalmykov-v-nauke-net-neinteresnykhveshei.htm (дата обращения: 20.02.2024).

Научно-образовательные консорциумы «Вернадский» для устойчивого развития регионов (2022). Под ред. В.А. Садовничего. Москва: Издательство Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Российская наука в цифрах 2023. (2023) Доклад В.В. Власова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ.

Садовничий, В.А. (2019). Математика в созвездии наук: избранные доклады Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Москва: Изд-во Московского университета.

Фаддеев, Л.Д., Лавров, И.А. (1999). Российские математические школы. Вестник Российской Академии Наук, 69(5), 391–397.

Ушинский, К.Д. (1948). О необходимости сделать русские школы русскими. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 3. Педагогические статьи 1862–1870 гг. Москва: Издательство Академии педагогических наук.

Ушинский, К.Д. (1948). О пользе педагогической литературы. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. Москва: Издательство Академии педагогических наук.

Math is everywhere. The UNESCO Courier January-March 2023. December 22, 2022. (2023). URL: https://courier.unesco.org/ru/articles/matematika-povsyudu (дата обращения: 20.02.2024)