Актуальность. Возрождение лучших отечественных традиций детского чтения осознается педагогической общественностью как важнейший способ противостоять кризисным явлениям в сфере интеллектуального развития детей на уровнях дошкольного, начального и общего образования. В основе такой постановки вопроса — глобальные социокультурные сдвиги, по влекшие за собой быстрые и значительные изменения в общем кругозоре ребенка, круге его чтения, наборе ключевых читательских навыков. Высокий художественный уровень и огромный воспитательный потенциал русской литературы является предпосылкой для возрождения отечественных традиций детского чтения. Путь к постижению литературы лежит через обучение чтению, и именно это умение рассматривается как фундаментальное и безальтернативное условие развития всех других разнообразных аспектов образованности и духовности.
Методы. В статье на обширном историческом материале представлено развитие идей воспитания художественным словом, отраженных в трудах Н.И. Новикова, И.Ф. Тимковского, И.И. Срезневского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф.И. Буслаева, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского, Л.Н. Модзалевского, Л.Н. Толстого, Каюма Насыри, Н.А. Рубакина, Г.Г. Шпета, Л.С. Выготского, А.В. Луначарского, М. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Е.Н. Ильина.
Результаты. Показано, что отечественная педагогическая традиция с момента своего зарождения базируется на прочном фундаменте единства обучения и воспитания подрастающего поколения на национальных ценностях и традициях русской словесности, с уважением к личности ребенка и его особенностям. Особое внимание уделено роли детской литературы в духовном и нравственном становлении человека, воспитании преданного гражданина своего Отечества.
Ключевые слова:
российские традиции обучения и воспитания; преподавание русской словесности; духовное и нравственное становление ребенка; национальные ценности; любовь к Отечеству