ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 21.07.2024
Принята к публикации: 30.07.2024
Дата публикации в журнале: 10.08.2024
Ключевые слова: историческое наследие; лингвистическое мировоззрение; детская речь; русский язык; методика обучения русскому языку; М.Т. Баранов
DOI: 10.55959/ LPEJ-24-17
Доступно в on-line версии с: 29.08.2024
Дейкина А.Д. Михаил Трофимович Баранов: личность в науке (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 2. С. 83-96
Актуальность. В центре внимания — потенциал отечественной научной школы формирования лингвистического мировоззрения учащихся в образовательных учреждениях России при обучении русскому языку. Ее создатель — доктор педагогических наук Михаил Трофимович Баранов. В настоящий момент высока необходимость рассматривать учебный предмет «русский язык» с мировоззренческих позиций социализации и идентичности личности, определения ценностных приоритетов в познании русской культуры, усиления воспитательной роли русского языка в развитии личности.
Цель. В ходе исследований важно произвести оценивание существующих идей и тенденций в методике преподавания русского языка, выявить их значение для получения качественных результатов в образовательном процессе, соотнести научные достижения ученых-методистов с возможностями их применения в практике.
Методы. Исследование выполнено на основе обзора трудов лидера научной школы М.Т. Баранова и материалов аналитического характера, посвященных ученому в разное время. Произведен отбор и анализ публикаций 2024 г., оценивающих его вклад в отечественную науку.
Результаты. Дана высокая оценка персонального вклада ученого, идеи которого преемственно и перспективно обогащаются его преемниками. Объективность оценки основана на базовых положениях научной школы М.Т. Баранова и пролонгированности и многоаспектности исследований в развитии идей учителя в науке.
Выводы. Исследование показало перспективность методического наследия ученого по ряду актуальных позиций: системного изучения русского языка в средней школе, активного внимания к детской речи, ее обогащению и содержательности, теоретического осмысления методики правописания, опоры на традиции когнитивно-эстетического обучения русскому языку и русской речи.
Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования: Материалы Всеросс. Науч.-практич. конф., посвященной памяти профессора М.Т. Баранова (2004). Под ред. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. Москва: МПГУ.
Баранов, М.Т. (1988). Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. Москва: Просвещение.
Баранов, М.Т. (1995). Школьный орфографический словарь русского языка. Москва: Просвещение.
Баранов, М.Т. (1997). Школьный словарь образования слов русского языка. Москва: Просвещение.
Баранов, М.Т. (1998). От риторики к развитию речи в школах России. Русский язык в школе, (4), 50–57.
Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова, Л.А., Григорян, Л.Т., Кулибаба, И.И. (2023а). Русский язык: учебник для 4 (5) кл. ср. школы. Москва: Просвещение.
Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова, Л.А., Григорян, Л.Т., Кулибаба, И.И. (2023б). Русский язык: учебник для 6 (7) кл. ср. школы. Москва: Просвещение.
Баранов, М.Т., Ипполитова, Н.А., Ладыженская, Т.А., Львов, М.Р. (1990). Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических университетов. Под ред. М.Т. Баранова. Москва: Просвещение.
Баранов, М.Т., Костяева, Т.А., Прудникова, А.В. (1987). Русский язык. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся. Под ред. Н.М. Шанского. Москва: Просвещение.
Дейкина, А.Д., Янченко, В.Д. (2008). Научная школа М.Т. Баранова: формирование лингвистического мировоззрения учащихся. Научные школы Московского педагогического государственного университета. Выпуск 1. Москва: Прометей, МПГУ.
Дейкина, А.Д., Янченко, В.Д. (2024). Методическое наследие профессора М.Т.Баранова (к 100-летию со дня рождения). Русский язык в школе, 85(2), 40–49.
Новиков, В.И. (2024). 1924. Филологическая проза. Новый мир, (1), 115–144.
Особенности детской речи и пути ее развития. (1983). Сборник научных трудов. Москва: МГПИ им. В.И. Ленина.
Михаил Трофимович Баранов: ученый и человек. Знания об источниках методических публикаций М.Т. Баранова в аспекте фактологического обеспечения самостоятельной работы студентов по методике русского языка. (2005). Сост. А.Д. Дейкина, О.В. Гордиенко. Москва: Прометей.
Щукин, А.Н. (2008). Лингводидактический энциклопедический словарь. Москва: АСТ.