ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 19.03.2024
Принята к публикации: 23.04.2024
Дата публикации в журнале: 05.05.2024
Ключевые слова: пилотный проект; подготовка педагога-психолога; базовое высшее образование; образовательная программа
DOI: 10.55959/ LPEJ-24-14
Доступно в on-line версии с: 29.08.2024
Сахарова Т.Н., Серякова С.Б., Подымова Л.С., Швецова М.Н. Новые подходы к подготовке педагогов-психологов // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 2. С. 29-43
Актуальность. В современных условиях построения суверенной национальной системы образования, развития отечественного высшего образования поставлена задача реализации пилотного проекта, участником которого является МПГУ, направленного на решение проблемы качества подготовки педагогов-психологов не только под текущие, но и перспективные запросы сферы труда.
Цель. На основе обобщения эффективного опыта разработки и реализации образовательных программ профессиональной подготовки педагогов-психологов кафедрами Института педагогики и психологии МПГУ определить новые подходы к проектированию образовательного стандарта базового высшего образования (ОС БВО) и 5-летних программ подготовки.
Методы. Методологическую основу исследования составили научные концепции личностно-профессионального развития педагога В.А. Сластенина, социализации личности А.В. Мудрика, применялись методы анализа нормативных, научных и методических источников и изучения потребностей сферы труда, моделирование и проектирование образовательных программ подготовки педагогов-психологов.
Результаты. Разработаны новые подходы к проектированию образовательных программ базового высшего образования (БВО) в соответствии с ОС БВО МПГУ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Предложены модели совмещения квалификаций специалиста в рамках пятилетних образовательных программ. Обозначены условия эффективной их реализации.
Выводы. В статье показаны новые подходы к подготовке педагогов-психологов в рамках реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования РФ, определены принципы разработки образовательных программ, ресурсы и эффективные педагогические технологии. Перспективы использования разработанных материалов будут определяться в ходе апробации предложенной модели.
Антипова, А.М., Березина, Т.И., Ерохина, Е.Л., Серякова, С.Б. (2023). Модель непрерывного педагогического образования: опыт московского педагогического государственного университета. Наука и школа, (4), 104–120. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-4-104-120
Ануфриев, А.Ф., Пучкова, Е.Б. (Ред.). (2021). Диагностическое мышление педагога-психолога: сборник научных трудов. Москва: ООО «Издательство Спутник +».
Беловол, Е.В., Мелков, С.В., Сахарова, Т.Н. (2022). Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек»). Журнал «Интеграция образования», 26(2), 363–385.https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.363-385
Владимирова, Т.Н. (Ред.). (2023). Воспитательная работа в педагогическом вузе: концептуальные основы: монография. Москва: МПГУ.
Лубков, А.В. (2020). Современные проблемы педагогического образования. Образование и наука, 22(3), 34–54. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-36-54
Лубков, А.В., Воробьева, О.В. (Ред.). (2022). На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет: монография. Москва: МПГУ.
Мудрик, А.В. (Ред.). (2023). Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе: монография. Москва: МПГУ.
Мудрик, А.В., Никитская, Е.А. (2021). Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность. Образование. Наука. Научные кадры, (2), 224–230. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2021-2-224-230
Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование». (2008). Развитие личности, (2), 8–19.
Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития. (2020). Под ред. Л.С. Подымовой, Н.А. Подымова. Москва: МПГУ.
Подымова, Л.С., Сотникова, М.С. (2023). Потенциал самоизменений педагогов в условиях персонализации образовательного пространства. Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире», (2), 116–125. https://doi.org/10.18137/РНУ.В925Х.23.02.П.116
Сахарова, Т.Н., Уманская, Е.Г., Цветкова, Н.А. (2023). Организация воспитательной деятельности в образовательных учреждениях: формирование гражданской идентичности, ценностных ориентации и внутренней позиции личности подростков. Москва: МПГУ.
Сахарова, Т.Н., Фонина, В.В., Батаева, М.Д., Журавлева, И.А. (2022). Особенности развития мотивации к обучению в юношеском возрасте. Журнал «Вестник экономической безопасности», (6), 328–331. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-328-331
Сахарова, Т.Н., Цветкова, Н.А. (2023). Психолого-педагогические аспекты современного детства и новые подходы к воспитанию. В: Стратегия развития образования для будущего России: Сб. тр. Междунар. науч.-практич. конф., приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации (16–17 марта, 2023 г.). Владимир: ВИРО.
Серякова, С.Б. (2011). Компетентностный подход в образовании: от теории к практике. Информация и образование: границы коммуникаций, 3(11), 121–125.
Серякова, С.Б., Кирсанова, К.Г. (2023). Изучение запросов предпочтений работодателей в подборе педагогических кадров. Преподаватель XXI век, (4–1), 23–46. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-4-23-46
Сластенин, В.А. (2000a). Интегративные тенденции в психолого-педагогическом образовании. Москва: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС.
Сластенин, В.А. (2000b). Профессиональное самосознание учителя. Москва: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС.
Сластенин, В.А., Асадуллин, Р.М. (2005).Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности. Сибирский педагогический журнал, (5), 3–19.
Трубина, Л.А., Ерохина, Е.Л. (2022). Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования». Наука и школа, (4), 34–44. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-34-44