ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Подготовка будущего учителя математики — ключ к изменениям

Подготовка будущего учителя математики — ключ к изменениям

Поступила: 09.05.2024

Принята к публикации: 21.05.2024

Дата публикации в журнале: 05.06.2024

Ключевые слова: математическая грамотность; фровые инструменты математического открытия; неожиданные задачи; задачи, которые «неизвестно как решать»; среднее математическое образование; повышение квалификации учителей математики; навыки XXI века

DOI: 10.55959/ LPEJ-24-13

Доступно в on-line версии с: 29.08.2024

Для цитирования статьи

Семенов А.Л., Абылкасымова А.Е. Подготовка будущего учителя математики — ключ к изменениям // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 2. С. 9-28

Номер 2, 2024

Аннотация

Актуальность. Ключевым элементом качества образования, как и ключевым элементом его развития, является учитель. В мире идут все ускоряющиеся изменения, соответственно, меняется функция системы образования. Сегодня она состоит в подготовке ученика к жизни и работе в будущем мире, следовательно, возрастает важность роли учителя как организатора и мотиватора процесса учения. В настоящей работе рассматривается фигура учителя, готового к изменениям и реализующего их, — студентов-педагогов необходимо готовить именно к такой роли. Изменения в подготовке учителей равно необходимы как в системе подготовки учителей Российской Федерации, так и в Республике Казахстан.

Цель. В статье формулируются основания современного образования для будущих школьных учителей математики — основания, которые отвечают новым целям и задачам математического образования, продиктованным изменениями в самой математике за последний век, изменением ее роли в современном цифровом мире, изменениями самого мира. При этом важнейшим в подготовке учителей математики является преемственность такой подготовки, при которой необходимо учить будущего учителя не только основному объему содержания обучения, но в первую очередь тем формам деятельности, которым он будет учить ученика в школе.

Результаты. Необходимо так организовать обучение, чтобы с самого начала их подготовки будущие учителя приходили в школу и работали со школьниками. При этом ядром образования становится решение задач, которые «неизвестно как решать». Существенную роль при современном обучении математике играют цифровые технологии.

Выводы. Сегодня в любой системе образования важна установка учителя на изменения, готовность их принять, поддержать и инициировать. Долг современной системы подготовки учителей как в России, так и в Казахстане — самой быть готовой к изменениям и воспитывать такую готовность в студентах.

Литература

Абылкасымова, А.Е. (2016). О специально-методической подготовке будущего учителя математики. В сб.: Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе в свете идей Л.С. Выготского: Материалы III междунар. науч. конф. (17–19 ноября, 2016 г.). Под ред. М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой. Москва: Изд-во МПГУ.

Абылкасымова, А.Е. (2018). Подготовка учителей математики в Казахском национальном педагогическом университете в условиях обновления содержания школьного образования. В: Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе. Т. 2. Под ред. М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 8–13.

Дорофеев, Г.В. (Ред.). (2006). Гуманитарно-ориентированное обучение математике: концептуальный аспект. В: Кубышева М.А. Математика. 5–6 классы: Методические материалы к учебникам Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: Изд-во «Ювента», 8–23.

Дуэк, К.С. (2013). Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Землянская, Е.Н. (2016). Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся. Современная зарубежная психология, 5(3), 50–58. DOI: 10.17759/jmfp.2015050306.

Клейн, К.Ф. (1987). Элементарная математика с точки зрения высшей. В 2-х томах. Т. 1. Арифметика. Алгебра. Анализ. Под ред. В.Г. Болтянского. 4-е изд. Москва: Наука.

Константинов, Н.Н., Семенов, А.Л. (2021). Результативное образование в математической школе. Чебышёвский сборник, 22(1), 413–446.

Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. (2013). Институт статистики ЮНЕСКО, Канада. ISBN 978-92-9189-132-0.

На ОГЭ-2024 по математике запретят калькуляторы. (2023). ТАСС, 29 декабря 2023 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/19654179 (дата обращения: 27.02.2024).

Об использовании микрокалькуляторов в учебном процессе (Инструктивно-методическое письмо). НИИ содержания и методов обучения АПН СССР и Главное управление школ Министерства просвещения СССР. (1982). Математика в школе, (3), 6–8.

Окунь, Л.Б. (2008). Теория относительности и теорема Пифагора. Квант, (5), 3–10.

Реморенко, И.М. (2020). Новое содержание образования — Идея больших идей. АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”». URL: https://eurekanet.ru/tpost/sbd8d7lduk-igor-remorenko-novoe-soderzhanie-obrazov

Семенов, А.Л. (2017). Симор Паперт и мы. Конструкционизм — образовательная философия XXI века. Вопросы образования, (1), 269–294.

Семенов, А.Л. (2023a). Задачи, которые «неизвестно-как-решать», в современной школе цифрового мира. Ценностные основы развития российского образования: теория и практика. Под ред. В. П. Борисенкова, РАО М. Л. Левицкого. Российская академия образования. Москва: МАКС Пресс., 27–32. DOI: 10.29003/m3622.978-5-317-07081-6.

Семенов, А.Л. (2023b). О продолжении российского математического образования в XXI веке. Вестник Московского университета. 20 серия. Педагогическое образование, 21(2), 7–45.

Семенов, А.Л., Абылкасымова, А.Е., Поликарпов, С.А. (2023). Основания математического образования в цифровой век. Доклады РАН. Математика, информатика, процессы управления, 511(1), 3–12.

Abylkassymova, A.E. (2008). On Mathematical-Methodical Training Of Future Mathematics Teacher In The Conditions Of Content Updating Of School Education. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 8(3), 411–414.

Barbeau, E.J., Taylor, P.J. (eds.) (2009). Challenging Mathematics In and Beyond the Classroom. The 16th ICMI Study, New ICMI Study Series, v. 12. Springer Science + Business Media, LLC, 336 p. https://doi.org/10.1007/978-0-387-09603-2.

Gonthier, G. (2008). Formal Proof — The Four-Color Theorem. Notices of the American Mathematical Society, 55(11), 1382–1393.

Komenský, J.A. (1895). Spicilegium Didacticum (Didaktické Klasobranie). Amsterdam: K.Salva.

Papert S., Harel, I. (1990). Situating constructionism. In: Harel (Ed.), Constructionist learning. Cambridge, MA: MIT Media Laboratory. URL: http://www.papert.org/articles/SituatingConstructionism.html

Trinh, T., Luong, T. (2024) AlphaGeometry: An Olympiad-level AI system for geometry. Google DeepMind, 17 January 2024. URL: https://deepmind.google/discover/blog/alphageometry-an-olympiad-level-ai-system-for-geometry/ (дата обращения: 27.02.2024).

Voevodsky, V. (2015). An experimental library of formalized Mathematics based on the univalent foundations. Mathematical Structures in Computer Science, 25(5), 1278–1294.