Актуальность. В статье рассматривается проблема необходимости совершенствования способа контроля над внеаудиторной деятельностью с целью повышения мотивации китайских студентов в условиях отсутствия естественной языковой среды.
Цель. Исследование направлено на разработку и апробацию ключевых принципов организации долгосрочного конкурса с использованием технологии онлайн-формы с учетом менталитета современных студентов китайских вузов для максимального повышения учебной мотивации обучающихся. Цель публикации — предложить инновационный подход к интеграционному обучению по нескольким дисциплинам и организации общей внеаудиторной деятельности для обеспечения повышения учебной мотивации студентов-участников.
Выборка. В проведенном в конце 2024 г. эксперименте приняли участие 116 китайских студентов, обучающихся в китайских или российских вузах, в том числе 14 второкурсников (год выпуска: 2027) профиля «Русский язык» Института иностранных языков и культуры Южно-китайского педагогического университета.
Методы. На этапе теоретического исследования использованы методы обзора литературы и сопоставительного анализа китайских и российских стандартов обучения РКИ. На этапе эмпирического исследования ключевыми методами являлись эксперимент, интервью с преподавателями и студентами — участниками эксперимента, а также наблюдение за обучением по предложенной методике.
Результаты. Описаны типичные трудности в обучении иностранным языкам, возрастающие с распространением цифровых технологий и интернет-ресурсов; отмечена непосредственная причина их возникновения — нехватка мотивации; рассмотрены следующие актуальные для обучения РКИ вопросы: преимущества и перспективы использования технологии онлайн-формы в тестировании и организации внеурочной деятельности студентов, применение теории ожиданий В. Врума в педагогической работе, предложены принципы организации долгосрочного конкурса для максимальной активизации китайских студентов. В рамках исследования описан эксперимент в онлайн-среде, представляющий собой 51-дневный конкурс по выполнению упражнений по аудированию с использованием технологии онлайн-формы под названием «Аудирование-марафон — 2024». Показана мотивирующая роль и высокая педагогическая эффективность выдвинутого в работе подхода, для чего использовано сравнение результатов экзаменов по дисциплине «Русский язык. Аудирование» двух семестров.
Выводы. Результаты позволяют утверждать, что основная значимость организации конкурса с использованием технологий онлайн-формы заключается в активизации внеаудиторной деятельности, увеличении времени работы студентов над изучаемым языком, а также сохранении времени на уроках для практики устной речи. Тестирование в онлайн-среде без прямого контроля со стороны преподавателя — продуктивный способ повышения мотивации обучающихся и достижения высокой эффективности обучения. Кроме того, при разработке инновационного средства мотивации студентов к изучению русского языка необходимо обратить внимание на современный менталитет целевой аудитории, ее традиции обучения и доступное техническое оснащение.
Актуальность. В изучении старшеклассниками русского языка как иностранного графические органайзеры (в частности, иерархическая диаграмма «Как?» и схема «Пирамида») играют значимую роль. Они не только способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетентности, но и развивают творческий подход, умение работать в команде, логико-критическое, системное, креативное мышление, навыки самостоятельной работы. В научной литературе потенциал графических органайзеров рассмотрен недостаточно, поскольку они чаще всего описываются без заполненных образцов. Обучение русскому языку с помощью графических органайзеров в школах с узбекским и другими языками обучения позволяет упростить, систематизировать и интересно оформить учебный материал.
Цель. Проанализировать роль графических органайзеров (в частности, иерархической диаграммы «Как?» и схемы «Пирамида») в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и экспериментально проверить их эффективность.
Выборка. В исследовании приняли участие 448 респондентов, учащихся 9–10-х классов средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения Ташкентской, Наманганской и Сурхандарьинской областей Республики Узбекистан.
Методы. Использовались методы теоретического анализа научной литературы, а также методы количественного и качественного анализа.
Результаты. В практической педагогической работе графические органайзеры выполняют иллюстративную, когнитивную, коммуникативную и развивающую функции. В результате их использования учащиеся учатся преобразовывать информацию в план, алгоритм, таблицу, схему; умело представлять учебный материал в визуальной и словесной форме; использовать диалогическую форму общения; преобразовывать информацию в более доступную форму для дальнейшего использования в жизненных ситуациях.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило, что в экспериментальных группах в сравнении с контрольными показатели успешности в выполнении заданий соответствуют более высокому и креативному уровню, что подтверждает эффективность внедрения технологий графических органайзеров. Уровень коммуникативной компетентности учащихся в экспериментальных группах в результате использования графических органайзеров повысился на 24%.
Ключевые слова:
графические органайзеры; русский язык как иностранный; обучение языку; коммуникативная компетентность
Актуальность. В эпоху искусственного интеллекта (ИИ) преподаватели русского языка сталкиваются с новыми вызовами: технологии меняют их профессиональную идентичность, но одновременно открывают возможности для роста. Исследование влияния ИИ на трансформацию роли педагогов и способов их адаптации к этому процессу приобретает особую значимость.
Цель. Определить, как ИИ может стать катализатором преобразования традиционных форм идентичности преподавателей, способствуя их профессиональному развитию в новых условиях.
Методы. Анализ трансформации профессиональных ролей преподавателей под влиянием ИИ, обобщение теоретических подходов к их адаптации.
Результаты. Выявлены новые формы идентичности: от «источника знаний» к «редактору учебных материалов» и «оптимизатору методики», от «научного работника» к «исследователю, использующему и разрабатывающему технологии». Эти изменения мотивируют педагогов осваивать новые навыки и переосмысливать свою роль.
Выводы. ИИ трансформирует профессиональную идентичность преподавателей, создавая основу для их дальнейшего развития. Однако требуются дополнительные исследования, включая количественный анализ и кейс-стади. Работа может служить ориентиром для педагогов, адаптирующихся к цифровой эпохе.
Ключевые слова:
искусственный интеллект; преподаватели; русский язык; высшие учебные заведения; профессиональная идентичность; преподавание русского языка; навыки
Актуальность. Суть идейно-политической работы в вузах КНР заключается в воспитании патриотизма учащихся, конкретным проявлением которого является развитие у них умений вести на иностранном языке обсуждение актуальных вопросов истории Китая. Формирование и развитие у китайских студентов-русистов навыков монологического и диалогического общения на материале истории родной страны соответствует не только требованиям времени и целям обучения предмету «Русский язык: продвинутый уровень», но и открывает новые возможности для идейно-политического воспитания молодежи.
Цель. Обоснование методов формирования коммуникативно-речевых умений учащихся продвинутого этапа обучения на основе материалов по истории Китая в контексте их идейно-политического воспитания.
Методы. Анализ материалов по коммуникативности в обучении студентов вузов КНР.
Результаты. Показано, что развитие у студентов умений рассказывать о китайской истории и обсуждать на изучаемом (русском) языке связанные с ней события исторического значения повышает значимость предмета «Русский язык» в китайском вузе и в целом отражает миссию преподавания иностранного языка. В соответствии с характером и направленностью получаемой специальности от студентов ожидается готовность к межкультурному диалогу в историческом контексте на материале как мировой истории, так и истории КНР.
Выводы. В процессе обучения русскому языку на продвинутом этапе преподаватель должен уделять особое внимание обсуждению различных аспектов китайской истории и культуры, в том числе таких как китайская политика, китайская мудрость и др., чтобы в будущем студенты могли уверенно использовать русский язык для представления Китая на международной арене и защиты его национальных интересов.
Ключевые слова:
русский язык; обучение языку; КНР; идейно-политическое воспитание; коммуникативно-речевые умения; история Китая
Актуальность.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне вопрос школьного преподавания литературы на военную тему становится предельно острым: обилие информации при не всегда качественной подаче может произвести эффект отторжения, выхолостить и сделать формальным воспитание патриотизма. Избежать этого можно при тщательном отборе материала и его глубоком анализе совместно с учащимися.
Цель. Целью работы является обоснование некоторых методических принципов, при соблюдении которых контакт учащихся с поэтическими текстами, посвященными военной тематике, приобретает воспитательный и развивающий характер. Речь идет о тщательном подборе текстов, необходимости их филологического анализа, недогматической подаче материала и проблемном обучении, а также о восприятии лирики в рамках гуманистического подхода.
Методы. Для анализа и интерпретации стихотворений применены несколько методов филологического анализа текста: лингвистический, структурный, сравнительный, анализ дискурса, феноменологический, контент-анализ.
Результаты.
Подобраны тексты для занятий со старшеклассниками, разработаны проблемные вопросы, сформулированы методические принципы подхода к теме военной лирики.
Выводы. Во-первых, при выборе текстов для изучения следует руководствоваться главным образом художественными достоинствами стихотворений о войне. Во-вторых, война в текстах должна быть показана с точки зрения человека, а не государства или абстрактной идеи. В-третьих, вопросы учащимся должны предлагаться преимущественно проблемные. В-четвертых, анализ текстов должен вести к доказательной интерпретации, и учащиеся в нем должны принимать активное участие.
Актуальность. В статье рассматривается возможность использования технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) при обучении иностранному (английскому) языку в высших учебных заведениях. Актуальность обусловлена происходящим со значительной скоростью обновлением технологий искусственного интеллекта, возможности которых для обучения недостаточно изучены.
Цель. Проанализировать и описать возможности ИИ для обучения иностранному языку в вузе с учетом функций доступных средств информационно-коммуникационных технологий. Теоретическая значимость работы заключается в описании средств ИИ для аудиторного и самостоятельного изучения языка.
Методы. В качестве методов использовался библиографический анализ публикаций по теме исследования, теоретической основной являлся деятельностный подход к внедрению средств ИИ. В течение 2022–2024 гг. проводился системный анализ существующих бесплатных средств ИИ, которые доступны в России и не требуют специальных технических навыков.
Результаты. Исходя из опыта практической работы со студентами и анализа возможностей разных типов средств описаны средства ИИ, которые могут быть востребованы педагогами на занятиях по иностранному языку в вузе.
Выводы. Сделаны выводы о ключевых вариантах применения ИИ на занятиях. ИИ позволяет 1) проводить адаптированное и персонализированное обучение; 2) автоматизирует проверку; 3) генерировать и проверять учебные материалы; 4) развивать лингвокультурологические навыки, речевую компетенцию и креативное письмо; 5) а также является составной частью цифровых и метанавыков как преподавателя, так и студента.
Актуальность. Вопросы системного внедрения технологий искусственного интеллекта на различных уровнях образовательной системы, включая систему высшего образования, в рамках региональных, локальных, национальных образовательных проектов актуализируют необходимость разработки и апробации методик внедрения технологий искусственного интеллекта, выбора релевантной методологии апробации, исследования лучших практик реализации и ресурсного сопровождения.
Цель. Исследовать ключевые аспекты и лучшие практики организации образовательных проектов в КНР, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта, с целью возможного использования полученных результатов в системе высшего образования РФ.
Методы. Основные источники — программные документы, планы развития «интеллектуального образования» (образования, основанного на применении технологий искусственного интеллекта), а также результаты исследований по вопросам внедрения инноваций в области искусственного интеллекта в высших учебных заведениях КНР.
Результаты. В статье представлен анализ подходов к цифровой трансформации системы высшего образования Китая в условиях применения технологий искусственного интеллекта, отражена динамика нормотворческой деятельности: 1) рассмотрена эволюция нормативных и правовых актов в области применения технологий искусственного интеллекта в системе высшего образования КНР на региональном и национальном уровне; 2) проанализированы вопросы профессиональной подготовки в области применения генеративного искусственного интеллекта.
Выводы. Анализ внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования КНР на уровне формирования нормативно-правовой среды и реализации региональных программ развития дал возможность выделить критически значимые индикаторы внедрения технологий искусственного интеллекта в условиях реализации различных национальных образовательных проектов.
Ключевые слова:
модель высшего образования Китая; технологии искусственного интеллекта; генеративный искусственный интеллект; индикаторы роста; качество образования; управление образованием; цифровая трансформация образования; цифровые решения; цифровые образовательные ресурсы
Актуальность. В статье с позиций социологического подхода осмысливаются проблемы трансформации высшего образования в России в первой четверти ХХI в. Оцениваются тенденции модернизации системы вузовского обучения в период, предшествовавший выходу России из Болонского процесса, а также потенциальные возможности реформирования высшей школы в постболонской перспективе (2022–2026 гг.).
Цель. Исследование направлено на концептуализацию понятия «трансформация образования» в проблемном поле социологии образования. Основная задача — выявить наиболее актуальные проблемы в сфере трансформации высшего образования в России, в исследовании которых возможно применение метода мир-системного анализа.
Методы. Ведущей методологией исследования является мир-системный анализ И. Валлерстайна как социологический подход и инструмент оценки механизмов модернизации высшего образования. Используется контент-анализ текстов научной литературы и элементы библиометрического анализа.
Результаты. Реализация принципов мир-системного анализа позволяет анализировать различные аспекты современной трансформации высшего образования в России с позиций макросоциологической теории И. Валлерстайна (отношения «ядро — периферия»), включая вопросы глобального образования, развития интернационализации высшего образования, распределения академического капитала, вопросы образовательной миграции, переход к новой форме специалитета и т.д.
Выводы. Выявляется взаимосвязь трансформации высшего образования в России с изменениями глобальной мир-системы, перераспределением основных капиталов, сфер и видов образовательной деятельности. Применение мир-системного анализа позволяет осмыслить уникальный путь развития отечественного высшего образования с целью достижения им стабильного положения на мировой арене и высоких показателей качества подготовки специалистов.
Ключевые слова:
высшее образование; трансформация образования; социология образования; мир-системный анализ; И. Валлерстайн
Актуальность. Статья посвящена вопросу воспитания молодежи в духе любви к своей Родине как приоритетной государственной задаче, поскольку воспитание патриота, формирование российской гражданско-патриотической идентичности подрастающего поколения является сегодня вопросом национальной безопасности. Эта задача становится еще более востребованной, если речь идет о подготовке и воспитании будущих педагогов.
Цель. В рамках проведенного исследования в качестве основной цели выделяется разработка в педагогическом вузе программы подготовки социально зрелого, образованного, культурного гражданина своей страны, настоящего патриота России.
Выборка. В исследовании приняли участие 125 студентов 1-х и 5-х курсов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении.
Методы. В качестве основы для проведения исследования использован социокультурный подход, акцентирующий внимание на принятых в данном социуме нормах и правилах поведения, влияющих на формирование индивидами моделей поведения. Исследование гражданско-патриотической и культурной идентичности проводилось посредством разработанной авторами анкеты, позволяющей выявить отношение обучающейся молодежи к гражданственности и патриотизму. Для обработки полученных результатов использовались описательные статистики.
Результаты. Опыт Донецкого государственного педагогического университета демонстрирует широкие возможности института кураторства в вопросах профессионального воспитания будущих педагогов, воспитания гражданина и патриота. Подчеркивается, что наставничество в университете имени В. Шаталова — это действенный инструмент формирования единого образовательного пространства, что способствует активной интеграции новых регионов в общий контекст образовательной системы России.
Выводы. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию гражданско-патриотической идентичности невозможна без внимания к духовно-нравственным ценностям и идеалам, укорененным в историческом прошлом поликультурного народа России, традиционным ценностям, которые мы воспринимаем как нравственные ориентиры. Перспективы дальнейшей работы по формированию гражданско-патриотической идентичности студенчества Донбасса авторы видят в разработке научно-исследовательской темы, посвященной изучению механизмов формирования гражданской позиции будущего учителя, включающих использование различных инструментов, в том числе образовательных ресурсов учреждения высшего образования педагогического профиля.
Актуальность. Статья приурочена к 155-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870–1943) — российского и советского педагога, дефектолога, общественного деятеля, специалиста в области воспитания и обучения детей с нарушениями развития, создателя уникального лечебно-педагогического учреждения — санатория-школы для дефективных детей (1908), которое способствовало появлению и широкому распространению в последующие годы сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития. Цель. Восстановление научно-биографических данных, касающихся вклада В.П. Кащенко в создание высшего дефектологического образования в России. Методы. В статье использованы теоретические методы анализа научной литературы по дефектологии (коррекционной педагогике) и родственным дисциплинам. Источниками данного историко-педагогического исследования выступили биографические материалы, а также оригинальные работы В.П. Кащенко, в которых получили отражение основные события, касающиеся подготовки педагогов-дефектологов. Результаты. Представлены предпринятые В.П. Кащенко в досоветский период и в советское время шаги по организации высшего дефектологического образования в нашей стране. Особое внимание уделено анализу учебных планов по подготовке будущих специалистов для работы с детьми с нарушениями развития. Также приведена оценка вклада В.П. Кащенко в становление дефектологического образования с опорой на работы известных специалистов в области аномального детства. Выводы. В историю педагогической науки В.П. Кащенко вошел как один из организаторов высшего дефектологического образования в России. Представления В.П. Кащенко об объективной необходимости создания сети учреждений, занятых подготовкой специалистов по обучению-воспитанию детей с нарушениями развития, получили свое дальнейшее развитие, что привело к появлению центров высшего дефектологического образования по всей стране. Обращение к наследию В.П. Кащенко приобретает особую актуальность в связи с распространением инклюзивного образования и, как следствие, ростом потребности в квалифицированных педагогических кадрах.
Ключевые слова:
дефектология; коррекционная педагогика; история педагогики; высшее дефектологическое образование; В.П. Кащенко
Актуальность. В статье рассматривается проблема необходимости усиления аксиологической составляющей педагогического образования с целью сохранения и развития гуманистических и традиционных российских ценностей в процессе подготовки педагогов-исследователей в условиях классического университета в информационном обществе. Цель. Исследование направлено на описание ключевых компонентов аксиологической сферы педагогического образования в условиях современности. Цель публикации — выявить и сопоставить педагогические и философские подходы к пониманию роли и значимости формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в контексте их обучения основам исследовательской деятельности. Методы. В качестве ведущей логики исследования выступает критический анализ процесса становления аксиологической сферы будущих педагогов в системе университетского образования, рассматриваемой с позиций педагогики и ряда философских дисциплин (философия образования, аксиология, этика). Ключевыми методами исследования являются междисциплинарный подход, методы сопоставления и систематизации, а также обзор и теоретический анализ тестов научных источников по проблеме исследования. Результаты. Выявлена специфика и обоснована методология формирования ценностей будущих педагогов-исследователей в условиях классического университета с позиций педагогической науки и философских дисциплин. Выводы. Исследование аксиосферы исследовательской деятельности будущих педагогов наиболее эффективно осуществляется на междисциплинарной основе в контексте приложения методов педагогики, этики, философии образования. Развитие ценностей и ценностных установок обучающихся в системе высшего педагогического образования является результативным средством для повышения мотивации студентов к совершенствованию в профессиональной сфере и вовлечению их в область научных исследований в рамках академической и университетской науки.
Актуальность. 7–9 ноября 2024 г. в Московском университете состоялось значимое событие — Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности, посвященный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в котором приняли участие ведущие отечественные и зарубежные пушкинисты, учителя и методисты, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных учреждений, преподаватели русского языка и литературы высших учебных заведений, деятели культуры, сотрудники музеев и библиотек, представители общественных организаций и будущие филологи — аспиранты, магистранты, студенты российских и зарубежных вузов. Съезд стал профессиональной площадкой для обсуждения широкого круга проблем, связанных с осмыслением места и роли пушкинской традиции в российской культуре, сохранения основ национальной идентичности и ценностных ориентаций современной молодежи, воспитания молодого поколения в духе патриотизма и готовности к служению Отечеству. Цель. В статье освещаются основные направления дискуссий о путях раз вития отечественной и зарубежной пушкинистики и педагогических инноваций в области изучения наследия А.С. Пушкина в школе и вузе. Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ комплекса проблем, связанных с изучением и преподаванием творчества А.С. Пушкина в современном культурно-историческом контексте. Источниками данных стали материалы, представленные в 378 докладах и выступлениях участников Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности, посвященного 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Результаты. Анализ материалов состоявшихся на съезде обсуждений и дискуссий приводит к выводам о необходимости бережно относиться к пушкинскому наследию — национальному достоянию России, не допускать переосмысления пушкинского текста при его трансформации в новые книжные форматы, активизировать работу по переводу произведений А.С. Пушкина на языки народов Российской Федерации и на языки стран БРИКС, продолжить изучение переводов текстов А.С. Пушкина на мировые языки; признать эффективной методику комплексного изучения произведений А.С. Пушкина в школе и вузе, опирающуюся на синхронизацию общественно-исторического, литературного и культурно-образовательного аспектов его творчества, расширить использование медиаконтекста при изучении творчества А.С. Пушкина в школе и вузе с опорой на знание отечественной истории и культуры с привлечением произведений музыкального и изобразительного искусства, театра и кино, российских библиотечных и музейных фондов. Выводы. Масштаб обсуждений и широкий охват пушкинской проблематики в научных и методических исследованиях, представленных на съезде, выяви ли высокую потребность в объединении усилий научно-образовательного сообщества по укреплению общероссийских духовно-нравственных ценностей и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, в регулярном проведении научных, образовательных и культурно-просветительских мероприятий по увековечиванию памяти великого поэта.
Ключевые слова:
А.С. Пушкин; пушкинистика; русская словесность; международный съезд; преподаватели русской словестности; 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина
Актуальность. Статья посвящена исследованию роли образования в обеспечении национальной и экономической безопасности государства в современном обществе. Актуальность исследования образования как фундамента национальной безопасности обусловлена тем, что оно является ключевым фактором формирования человеческого капитала страны, который, в свою очередь, определяет ее конкурентоспособность и устойчивость к внешним угрозам. В условиях глобализации и цифровизации общества образование становится важнейшим инструментом защиты национальных интересов, способствуя развитию инновационной экономики, укреплению обороноспособности и обеспечению социальной стабильности.
Цель. Определить научно-практические пути усиления основы будущего процветания нации и безопасности государства, основываясь на анализе их взаимосвязей. Основные задачи заключаются в выявлении влияния качества образования на формирование национальной безопасности и определения направлений повышения научно-образовательного потенциала страны.
Методы. При проведении исследования использовались методы: логический, дедукции, индукции, анализа, синтеза, формализации, абстрагирования, наблюдения, монографический и др.
Результаты. Сформирован ряд положений, которые указывают на приоритетное место сферы образования в обеспечении национальной и экономической безопасности Российской Федерации в условиях инновационного развития. Даны рациональные предложения в части совершенствования образования и формирования технологического суверенитета страны.
Выводы. Образование играет ключевую роль в укреплении национальной безопасности государства. Оно формирует квалифицированные кадры, способные обеспечить технологический прогресс, экономическую стабильность и защиту от внешних угроз. Развитие системы образования должно стать приоритетной задачей государственной политики, так как именно через воспитание грамотных, ответственных и патриотичных граждан возможно достижение долгосрочного благополучия и устойчивого развития страны.
Актуальность. Преподавание общего курса физики в техническом вузе направлено на формирование у студентов целостной системы знаний и умений будущих инженеров. Мониторинг качества образовательного процесса и проверка усвоения физических знаний у студентов являются важными составляющими учебного процесса. Дистанционное тестирование как часть дистанционных образовательных технологий имеет значительный потенциал для контроля знаний по физико-математическим дисциплинам, для совершенствования полученных умений и навыков.
Цель. Цель исследования состоит в разработке тестов для эффективной и качественной оценки остаточных знаний по курсу физики у студентов и апробации этих тестов. Основное внимание уделяется описанию профессионального подхода к разработке тестов для мониторинга усвоения студентами основных знаний курса общей физики после изучения материала. Апробация тестов проведена с целью корректировок материалов, необходимых для полного и систематического контроля уровня остаточных знаний.
Методы. Обобщается опыт разработки тестов для проверки остаточных знаний у студентов по разделам общего курса физики на основе подробного анализа и отбора предметного материала. Тестирование как метод контроля усвоенных знаний применяется для диагностики знаний, умений и навыков, для контроля характеристик процесса усвоения знаний. Эффективность применения итоговых тестов для диагностики уровня знаний студентов второго курса определяется методами сравнения и анализа полученных данных.
Результаты. Дан обзор предметного материала, разработана структура тестов для оценки остаточных знаний по оптике и квантовой физике. Проведен анализ уровня тестовых заданий и предложены варианты их реализации в Национальном исследовательском университете «МЭИ» с использованием внутривузовской системы дистанционного тестирования. Тестирование прошли более 500 студентов второго курса бакалавриата, обучающихся по разным направлениям. Показано, что разработанные тесты позволяют определить уровень знания основных физических понятий, явлений, законов и могут применяться для мониторинга формирования физических знаний у студентов технических университетов.
Выводы. Обсуждается общая структура итоговых тестов для проверки остаточных знаний по курсу физики, по результатам тестирования делается вывод об эффективности использования выбранного проверочного материала и компьютерной формы тестирования с автоматизированной оценкой знаний. Полученную статистику уровня освоения учебного материала можно использовать при разработке тестовых заданий по общему курсу физики в технических вузах.
Ключевые слова:
обучение физике; дистанционное оценивание; остаточные знания; студенты технических специальностей
Актуальность. Представленное исследование посвящено анализу современных подходов к преподаванию истории в системе высшего образования. Научный поиск обусловлен запросом государства и общества на повышение качества исторического образования, выступающего ресурсом решения задач формирования патриотического и гражданского сознания у молодого поколения.
Цель. Анализируется дидактический потенциал применения принципа историзма в процессе конструирования содержания исторического материала и в ходе преподавания исторических знаний. В прикладном аспекте исследование предполагало разработку и экспериментальное внедрение карт конструирования содержания исторического материала на основе ведущих императивов историзма, а также анализ результатов их внедрения.
Выборка. Эмпирическим исследованием было охвачено 207 студентов бакалавриата первого курса очной и заочной форм обучения в возрасте от 17 до 43 лет.
Методы. Исследование проводилось в условиях введения обновленной учебной дисциплины «История России» в соответствии с «Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки». Исследовательская деятельность осуществлялась с опорой на системный, деятельностный и личностный подходы. Применялись методы теоретического анализа, наблюдения, педагогического эксперимента, измерения, сравнения, аналитического описания полученных данных.
Результаты. Полученные результаты позволили установить дидактический потенциал карт конструирования содержания исторического материала, разработанных при учете ведущих императивов историзма. Применение разработанных карт положительно повлияло на результаты освоения обучающимися исторического материала, показало динамический прирост уровня качества знаний респондентов на 4,7%. Установлено существенное повышение показателей таких характеристик сформированности исторических знаний испытуемых, как оперативность, прочность, конкретность.
Выводы. Результаты исследования подтвердили эффективность карт конструирования содержания исторического материала, их положительное влияние на качество усвоения студентами исторических знаний, что достигнуто посредством системной реализации принципа историзма как при конструировании учебного материала, так и в процессе преподавания исторических знаний. Основные научные положения исследования и дидактические наработки могут быть использованы в практике преподавания истории.
Ключевые слова:
историческое образование; высшее образование; принцип историзма; содержание образования; качество образования