ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Актуальность. Представленное исследование посвящено анализу современных подходов к преподаванию истории в системе высшего образования. Научный поиск обусловлен запросом государства и общества на повышение качества исторического образования, выступающего ресурсом решения задач формирования патриотического и гражданского сознания у молодого поколения.
Цель. Анализируется дидактический потенциал применения принципа историзма в процессе конструирования содержания исторического материала и в ходе преподавания исторических знаний. В прикладном аспекте исследование предполагало разработку и экспериментальное внедрение карт конструирования содержания исторического материала на основе ведущих императивов историзма, а также анализ результатов их внедрения.
Выборка. Эмпирическим исследованием было охвачено 207 студентов бакалавриата первого курса очной и заочной форм обучения в возрасте от 17 до 43 лет.
Методы. Исследование проводилось в условиях введения обновленной учебной дисциплины «История России» в соответствии с «Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки». Исследовательская деятельность осуществлялась с опорой на системный, деятельностный и личностный подходы. Применялись методы теоретического анализа, наблюдения, педагогического эксперимента, измерения, сравнения, аналитического описания полученных данных.
Результаты. Полученные результаты позволили установить дидактический потенциал карт конструирования содержания исторического материала, разработанных при учете ведущих императивов историзма. Применение разработанных карт положительно повлияло на результаты освоения обучающимися исторического материала, показало динамический прирост уровня качества знаний респондентов на 4,7%. Установлено существенное повышение показателей таких характеристик сформированности исторических знаний испытуемых, как оперативность, прочность, конкретность.
Выводы. Результаты исследования подтвердили эффективность карт конструирования содержания исторического материала, их положительное влияние на качество усвоения студентами исторических знаний, что достигнуто посредством системной реализации принципа историзма как при конструировании учебного материала, так и в процессе преподавания исторических знаний. Основные научные положения исследования и дидактические наработки могут быть использованы в практике преподавания истории.