ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Актуальность. Психологическое благополучие выступает критерием оценки типа социализационных процессов в подростковом возрасте. В модели EPOCH психологическое благополучие включает в себя вовлеченность подростка в деятельность, его упорство и настойчивость, оптимизм, взаимосвязь с другими людьми, ощущение счастья. Соотношения психологического благополучия и просоциальности поведения образуют четыре типа социализационных процессов — позитивную, девиантную, травматичную и негативную социализацию подростка.
Цель. Целью данного исследования является изучение выраженности компонентов психологического благополучия у подростков с разным типом социализации.
Методы. Диагностический комплекс исследования включал 20-пунктовую версию опросника EPOCH (Kern et al., 2016) и шкалу просоциального поведения из опросника успехов и трудностей для детей 11–17 лет (SDQ) (Goodman et al., 2005), адаптированные для русскоязычной выборки.
Выборка. 312 подростков 13–16 лет (М = 14,50, SD = 1,01), учащиеся общеобразовательных школ, мальчики — 141 человек (45,2%), девочки — 171 человек (54,8%).
Результаты. Исследование показало, что у подростков с разным типом направленности поведения — просоциальным или асоциальным — общий уровень психологического благополучия и выраженность основных его доменов различаются. Подростки с позитивной социализацией (46,8%) отличаются высоким уровнем развития всех доменов психологического благополучия и просоциальным поведением. Подростки с девиантной социализацией (15,7%) имеют также высокий уровень всех доменов психологического благополучия, но асоциальную направленность поведения. Для подростков с травматичной социализацией (19,2%) характерен низкий уровень развития психологического благополучия, особенно характеристик вовлеченности в деятельность и упорства. Подростки с негативной социализацией (18,2%), также имеют низкий уровень психологического благополучия, особенно характеристик взаимосвязи с другими людьми, и склонны к социальному нигилизму.
Выводы. Ключевым фактором психологического благополучия подростков с разным типом социализации является качество взаимодействия и отношений подростка с другими людьми, особенно со сверстниками. Конструктивные взаимоотношения и в случае позитивной социализации, и в случае травматичной и даже девиантной социализации определяют успешность социализационных процессов или возможности успешной социализации, в то время как нарушение отношений и взаимодействия блокирует позитивное развитие и социальности, и отношения к себе.