ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Актуальность. Современное образование представляет собой сложноорганизованную систему, которая постоянно сталкивается с двумя противоборствующими силами — с одной стороны, вынужденной модернизацией (как результатом научно-технического прогресса) и, с другой — с сохранением базовых фундаментальных оснований педагогической мысли. Перед системой образования постоянно возникают новые вызовы, решение которых принято искать в современных инновациях, однако основополагающие принципы образования и воспитания, формирующие отечественную педагогику как самостоятельную науку и дисциплину, могут быть потенциальным ресурсом для решения в том числе современных проблем. Одной из таких областей является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в общеобразовательных учебных заведениях. Трудности профессиональной адаптации, с которыми сталкиваются молодые педагоги в начале своего профессионального развития, являются одной из причин возникновения данной проблемы.
Цель. Целью данной работы является теоретический анализ педагогических идей К.Д. Ушинского в контексте поиска возможных путей преодоления проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности.
Методы. Основными методами, используемыми в работе, являются теоретический анализ педагогических работ К.Д. Ушинского, а также построение на его основе модели профессионального самосознания педагога.
Результаты. В статье описаны такие структурные компоненты профессионального самосознания педагога, как профессиональные компетенции (знания в области дидактики и психологии) и система ценностных ориентаций (гуманизм, традиционализм и самообразование). Предложены принципы осуществления педагогического образования, способствующие интеграции молодого специалиста в процесс профессиональной педагогической деятельности.
Выводы. Педагогические идеи К.Д. Ушинского могут быть применены к разработке педагогической модели интегративного качества личности, определяющего готовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях образовательного процесса, и педагогической технологии, оказывающей положительное воздействие на процесс адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности.