ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Ведущий научный сотрудник биологического факультета
В статье рассматриваются вопросы, стоящие перед биологическим образованием школьников, как уникальном инструменте развития биологической грамотности личности и социума, призванной обеспечить их сохранение, безопасность и адаптацию к разного рода изменениям. Биологическая грамотность важна для всех возрастных и профессиональных категорий, особенно для так называемых «небиологов», которые ответственны за принятие биосфернои социально значимых решений, но к сожалению, не владеют ею. Развивается она в основном в процессе обучения в школе. Согласно нашим представлениям мы определяем три уровня её сформированности – академический, функциональный, системный. Последние два уровня, нацелены на освоение знаний и развитие метакомпетенций (когнитивные, коммуникативные, деятельностные, ценностные), научного мировоззрения и качеств личности в процессе освоения предмета. Для формирования биологической грамотности нами разработана концептуальная дидактическая система обучения на интегративной основе. Практика использования в учебном процессе школ, вузов и при повышении квалификации учителей показала её эффективность. Она была представлена Комиссии по биологическому образованию Международного союза биологических наук при ЮНЕСКО, которая явилась инициатором развития биограмотности в мире на конференции в Москве (1997 г.). В работе анализируются результаты собственных, а также международных исследований (TIMMS, PISA 2015 г., 2018 г.; TALIS 2018 г.) проблем биологического образования в формировании биограмотности в меняющихся социокультурных и экологических условиях последних лет (биолого-экологические вызовы, цифровизация образовательной среды, пандемия 2020–2021 гг. и др.). Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости скорейшего реагирования образовательного сообщества. Среди них: проблема сокращения учебного времени освоения предметов биологического цикла, имеющая системно-сетевой характер проявления, что приводит ко многим взаимосвязанным последствиям; неосведомленность учителей в реальных результатах учебных достижений школьников; замена уроков биологии на другие предметы; устаревшее содержание предметов биологической направленности и некоторые другие. Несмотря на полученные неудовлетворительные результаты учащихся в формировании биологической грамотности и связанных с ней метакомпетенций, развитие последних воспринимается учителями как второстепенная потребность. В статье рассмотрены причины, приводящие к таким последствиям. Нерешенным остается вопрос содержания биологического образования. Полагаем, следует актуализировать программы обучения за счет включения знаний, например, по вирусологии, микробиологии, иммунологии, эпидемиологии и другим разделам биологии, а также переводить освоенные знания в практику повседневной жизни. Сегодня они станут востребованными у всех категорий граждан. Для развития биологической грамотности немаловажным является процесс освоения цифровых технологий, как нового средства обучения и вектора саморазвития, требующего в практике применения деятельностного контроля со стороны учителей биологии и родителей. Результаты исследования проблем обучения учащихся могут быть использованы в модернизации биологического образования на всех уровнях образования, в том числе, при повышении квалификации учителей.