ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Преподаватель кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ МГЛУ.
Старший преподаватель кафедры социологии и менеджмента общественных процессов Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова.
Автором представлено многокомпонентное практическое исследование электронной образовательной среды нового типа на примере авторского кросс-платформенного проекта Langteach-online, ориентированного на обучение иностранных студентов русскому языку. Электронная образовательная среда нового типа позволяет создавать онлайн-курсы без использования западных систем управления обучением, таких как LMS Moodle, Schoology и других с интеграцией мобильных устройств обучаемых в смешанном и дистанционном форматах. Методология настоящего исследования позволяет создавать мультидисциплинарные онлайн-курсы преподавателям без специальной подготовки в области информационных технологий и программирования, что особенно актуально в условиях пандемии Covid‑19. Приводятся результаты применения кросс-платформенного проекта Langteach-online в обучении иностранных граждан русскому языку на уровнях бакалавриата и магистратуры в ряде высших учебных заведений Российской Федерации с целью формирования творческой профессиональной личности выпускника-иностранца. Мультиформатность заданий и материалов (текст, видео, аудио, графические изображения, презентации) позволяет говорить о возможности использования кросс-платформенных проектов данного типа не только для преподавания практических курсов по иностранным языкам и РКИ, но и других дисциплин. Обучение на основе данной модели может осуществляться как в смешанном, так и в дистанционном формате. Система технической и методической организации кросс-платформенного проекта обладает гибкостью, которая позволяет использовать её внутри личного веб-ресурса преподавателя или образовательного учреждения.
Исследование представляет собой обзор технических решений отечественного программного обеспечения для использования преподавателями дисциплин гуманитарного профиля. Автор обосновывает предположения по стратегии развития отечественных инструментов сети Интернет для организации дистанционного и смешанного обучения на основе исследований, опросов и документов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования подтверждается интересом педагогического сообщества к доступным современным отечественным решениям, которые смогут стать полноценными альтернативами западным программам в условиях санкций. В работе проанализировано содержание евразийского и российского реестров программного обеспечения для выявления количества отечественных решений в области лингвистики и педагогики. Выявлены наиболее популярные системы видеоконференцсвязи и управления обучением среди отечественных разработок, которые смогут в ближайшем будущем заменить западные решения на отечественном ИТ-рынке. В работе дается подробное описание функциональных возможностей следующих отечественных разработок: «Яндекс.Телемост», «Звонки Вконтакте», «Звонки Mail.ru» и других ресурсов. В то же время в работе отражены мнения пользователей указанных систем: учителей школ, преподавателей вузов, студентов и школьников. Отмечаются достоинства и недостатки существующих программ. В качестве результатов исследования приведен сравнительный анализ технических решений. Данный анализ позволит в будущем определить перспективы модернизации отечественных решений с целью их улучшения и большей востребованности среди образовательных организаций на территории Российской Федерации.