ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,
научный руководитель Научно-исследовательского института стратегии развития образования.
В статье представлены результаты исследования влияния бюрократии на функционирование и развитие современной образовательной организации и, в частности, на её управление, обусловленное традиционно консервативной интенцией культурной деятельности легитимных носителей властных полномочий. Анализируя причины бюрократизации школьного управления, авторы полагают, что они детерминированы как ментальными параметрами ценностных предпочтений россиян, так и изменениями в политической обстановке, констатирующими поражение демократической ориентации школьной жизни. Гипертрофированная «грузом всяческого вздора и нелепых идей» (Н. А. Хренов), бюрократическая культура, вызывая к жизни немыслимые прежде в управлении образованием формы, мешает осуществлению позитивных функций, разрушая ценностно-экзистенциальные смыслы школьной коммуникации и вытесняя на периферию педагогическое творчество. Методологической основой исследования, в рамках которой использовались методы теоретического и эмпирического анализа: междисциплинарное изучение научной литературы, аналитическое собеседование, письменный опрос, является аксиологический подход, позволяющий рассмотреть актуальное пространство бюрократической культуры, в соответствии с нормами которой осуществляется переформатирование школьной ценностной системы. Эмпирической базой научной работы стали материалы исследования проблем бюрократизации образования, подготовленные магистрантами кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета. В 2019 г. проведён анонимный письменный опрос педагогов и руководителей образовательных организаций Оренбургской области и Республики Башкортостан, в котором приняли участие 1457 человек. Проблематика бюрократизации школьного управления актуальна как в теоретическом, так и в прикладном отношении, поскольку от степени её разработки зависит обеспечение нормальной жизнедеятельности институционально объединенного школьного сообщества. .