ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Профессор Института развития педагогического образования
Целью статьи является обозначение контекстов, отражающих концептуально-технологическое обновление практики организации и содержания подготовки в классах психолого-педагогической направленности. Обозначены причины, обусловливающие необходимость такого обновления, — новые черты современного мира, его вызовы и проблемы. Описаны четыре ценностно-смысловые доминанты нового понимания и предназначения (миссии) педагогического труда, создающие образовательную опору для всех участников образовательных отношений при построении взаимодействия с современным миром и проектировании в этом взаимодействии педагогической траектории профессионального развития. Представлены обоснованные суждения, обогащающие представления о миссии, ценностных приоритетах и новых формах проявления профессиональной деятельности современного педагога. Показаны возможные варианты обозначения образования как пространства возможностей для самореализации личности в педагогической профессии, а также возможности построения индивидуальных профессионально-педагогических карьерных стратегий. Предложен спектр ролевых проявлений субъекта педагогической деятельности в современных практиках образования. Актуализированы новые виды педагогических проб и педагогических действий, обеспечивающие продуктивность педагогического труда в эпоху обновления технологического уклада экономики и культурной трансформации общественной жизни. Определен перечень возможных функционально заданных ролей в педагогической профессии, что обуславливает динамичное развитие человеческого потенциала. Сформулированы базовые положения, раскрывающие ценностно-целевые, содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты изменений в сфере практической работы по профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность. Материалы статьи подготовлены на основе использования следующих методов: теоретический и структурный анализ, метод экспертных оценок, фокус-группа, изучение регионального опыта (опросы в форме интервью и анализ методических материалов).