ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Статья посвящена особенностям модернизации системы профессионального педагогического образования в аспекте использования информационных инструментов эффективного сопровождения деятельности педагогов. Рассматриваемые направления модернизации системы непрерывного педагогического образования представлены на нормативном и концептуальном уровне. Важными подходами реализации базовых задач совершенствования подготовки педагогов выступают персонифицированный и интегративный подходы к системе непрерывного педагогического образования. Сущность персонифицированного подхода к современной подготовке педагога заключается не только в формировании индивидуально-личностной составляющей будущего профессионала, но и в обучении универсальным стратегиям профессионально-педагогической деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Интегративный подход предполагает согласованность и синхронность теории и практики, традиционной и инновационной составляющей системы подготовки педагогов. Особенностью методической составляющей системы подготовки педагогов выступают информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности, которые в качестве интегрированных ресурсов обладают определенным образовательным потенциалом, поскольку направлены на достижение эффекта при использовании актуальной информации субъектами образовательного процесса. Разнообразие информационных инструментов позволяет выделить их классификационные группы, среди которых: информационно-технологические, информационно-коммуникативные и профессионально-развивающие. Информационные инструменты, используемые в образовательном процессе могут также быть процедурными, многофункциональными и частными. В качестве условий сопровождения индивидуальной педагогической деятельности выступают методологические, информационно-методические и личностно-профессиональные стратегии поддержки профессионального становления педагога. Перспективой исследования выступает разработка методико-технологических механизмов реализации условий оптимального сопровождения педагогов, обладающих готовностью быть профессионально мобильными и компетентными, способными успешно решать профессиональные проблемы в информационно-образовательной среде .
Российская система профессиональной подготовки педагогов на современном этапе перестала в полной мере удовлетворять запросы государства и общества, связанные с изменением формата и форм взаимодействия учеников с педагогами, глобальной цифровизацией и расширением открытости образовательного пространства. Система педагогического образования в Российской Федерации является многоступенчатой и построена на основе учета традиционных принципов и подходов к данному процессу. Однако, на современном этапе наблюдается цифровая трансформация общества, а также усиливается тенденция к поддержанию региональных особенностей и учёту местных кадровых потребностей, что предполагает создание обновленной региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды. В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ формирования и развития такой системы на базе инновационных методологических подходов и принципов проектирования содержания образования педагогов в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Выявлены и обоснованы теоретические аспекты сетевого взаимодействия и взаимовлияния субъектов региональной системы непрерывного педагогического образования с учетом специфики использования цифровых технологий и ресурсов и особенностей развития регионов.