ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
В статье рассматривается актуальная для современного этапа совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов проблема использования методических подходов к организации ситуационно-проблемного обучения как предпосылки формирования профессионального и критического мышления будущих специалистов. В историко-ретроспективном плане анализируются советские и постсоветские практики использования потенциала метода кейсов для формирования системы профессиональных знаний, которые в советское время были представлены как технология решения специально составленных «педагогических задач», имеющих единственно правильные, педагогически выверенные ответы. Показано, что усиление внимания к проблеме использования учебных кейсов в современном образовательном процессе нашло отражение в диссертационных исследованиях начала ХХI в., которые были ориентированы на решение конкретных задач на разных этапах профессиональной подготовки. Автором предлагается новый подход к конструированию содержания учебного кейса как атрибута неигрового метода активного ситуационно-проблемного обучения. Он основан на идее самостоятельного поиска решения проблемы на основе специально подобранных кейсовых материалов, составленных по принципу «дело в суде». На примере учебного кейса «Стамбул в жизни и творчестве Мартироса Сарьяна» показано, что универсальные информационные материалы, отражающие документированные сегменты исторической реальности и имеющие культурологическую направленность, могут использоваться в преподавании различных учебных дисциплин гуманитарного (история, психология, культурология, педагогика и др.) и естественнонаучного цикла (география). Отмечается, что использование учебных кейсов имеет ряд ограничений, связанных с затратой значительных усилий по поиску интересных случаев из практики и документирующих их материалов, которые могли бы стать фактологической основой учебного кейса.