ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Каковы виды и возможности дизайна образовательного процесса? Как и посредством каких механизмов модные тенденции оказывают влияние на образование и его дизайн? В каком контексте это должно или не должно интересовать педагогическую науку? Вот основные вопросы, поиску ответа на которые посвящена настоящая статья. Под влиянием модных тенденций ряд изменений имеет сиюминутный характер. При этом, являясь фактом педагогической действительности, данные изменения не должны выпадать из поля зрения педагогической науки, а вопрос о механизмах появления сиюминутного и преходящего не может не интересовать её по существу. В настоящей статье понятие моды не редуцируется исключительно до бытовой интерпретации, которую обыденное сознание главным образом относит к внешнему виду человека. Мода рассматривается как форма массового поведения, на которое оказывают влияние и настроения, существующие в обществе, и увлечения, и вкусы людей. Первоначально дизайн связывался напрямую с созданием внешнего облика вещей, предметной среды в целом. В последствии понятие дизайна стало применяться и в отношении к образовательному процессу, не только с точки зрения внешних атрибутов, но и с точки зрения его внутренней организации. Классический дизайн образовательного процесса предполагает проектирование, опирающееся на основные положения педагогической теории, системный и деятельностный подходы. Неклассический дизайн, создавая новую организацию образовательного процесса может опираться и на иные основания, далеко не всегда связанные с наукой. В статье рассматриваются возможности образовательного дизайна. Они простираются от создания индивидуальных до групповых форм, от неосознанных до осознанных способов участия в образовательном процессе, они учитывают самостоятельность действий образующегося или обусловленность его действий извне. Среди механизмов, обеспечивающих влияние модных тенденций на образовательный процесс и его дизайн, отмечаются такие, как взаимодействие образования и бизнеса, привлечение общественности к решению управленческих вопросов в образовании и др.