ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Для реализации персонализированного образования наиболее перспективной является модель смешанного обучения, где освоение программы магистратуры сосуществует наравне с научным наставничеством, дополняя друг друга, и направлено на формирование гибких навыков, необходимых для развития образовательного и личностного потенциала магистранта. Освоение магистерской программы, исследовательские достижения и сформированность гибких навыков – важные показатели уровня академической культуры магистрантов. В статье представлены результаты исследования влияния рефлексивности на развитие гибких навыков магистрантов на примере их академической мотивации и толерантности к неопределенности. Для диагностики академической мотивации учебной деятельности магистрантов согласно теории самодетерминации определена внутренняя мотивация (познавательная, достиженческая, мотивация саморазвития), внешняя мотивация (самоуважения, интроецированная, экстернальная) и амотивация. Субшкалы методики «Недостаточность толерантности к неопределенности» («Новизна», «Сложность» и «Неразрешимость») отражают источники снижения толерантности к неопределенности. Полученные результаты подтверждают важность развития гибких навыков и конкретизируют причинно-следственные связи между рефлексивностью и показателями академической мотивации и толерантности к неопределенности. Представляется целесообразной организация для магистрантов специальных дополнительных тренингов по совладанию с неопределенностью.
В статье проанализирована вариативность представленности научноисследовательской работы в структуре практик образовательных программ высшего образования по педагогическим специальностям. Выборка включила 2025 программ, в том числе 1373 программы бакалавриата и 652 – магистратуры. Использован ряд абсолютных (в зачетных единицах) и относительных (в процентах) показателей, характеризующих образовательную программу. Абсолютные показатели включали объем учебных практик, производственных практик и практик в целом, а также объем научно-исследовательской работы в составе каждого из этих видов практик. Относительные показатели включили долю научно-исследовательской работы в составе каждого вида практик. С помощью методов непараметрической статистики выявлена высокая вариативность научно-исследовательской работы в структуре практик рассматриваемых образовательных программ: так, например, доля научно-исследовательской работы в общем объеме практик для программ бакалавриата варьирует от 0 до 75%, а для программ магистратуры – от 0 до почти 90%. Установлено, что на представленность научно-исследовательской работы в составе практик существенное влияние оказывают такие факторы, как правовой статус вуза (государственный или негосударственный) и профиль вуза (педагогический, гуманитарный, технический или универсальный), а то время как специальность подготовки (рассматривалось 5 специальностей для программ бакалавриата и 4 специальности для программ магистратуры) и форма обучения (очная, очно-заочная или заочная) влияют в меньшей степени. По итогам исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию образовательных программ высшего педагогического образования в аспекте представленности научно-исследовательской работы студентов в структуре учебных и производственных практик
В работе рассмотрена проблема системности формирования исследовательской компетентности студентов педагогических специальностей в процессе вузовского обучения. Проанализировано 1319 образовательных программы высшего образования по педагогическим специальностям, в том числе 924 программы бакалавриата и 395 программ магистратуры. Рассматривались качественные показатели системности представленности исследовательской работы в образовательных программах, характеризующие полную (всестороннюю) системную представленность (т.е. представленность и в теории, и в обоих видах практик – учебных и производственных), а также семь разнородных видов ее нарушений. Установлено, что полная системная представленность встречается лишь в половине программ магистратуры и в менее трети программ бакалавриата. Соответственно, различные нарушения системной представленности встречаются в более чем 50% программ магистратуры и 73% программ бакалавриата. Из нарушений системности в программах бакалавриата чаще всего встречаются отсутствие исследовательской работы в учебных практиках (20%), а в программах магистратуры – в учебных практиках (22%) и в производственных практиках (17%). Выявлено влияние на системность представленности исследовательской работы в образовательных программах бакалавриата и магистратуры таких внешних факторов, как правовой статус вуза (государственный или негосударственный), самостоятельность вуза (самостоятельный вуз или филиал вуза), профиль вуза (педагогический, гуманитарный, технический или универсальный), форма обучения (очная, очно-заочная или заочная), педагогическая специальность (пять специальностей для бакалавриата и четыре для магистратуры). Сформулированы практические рекомендации для вузов по совершенствованию образовательных программ высшего педагогического образования в аспекте усиления системности формирования исследовательской компетентности студентов.