ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Обозначена актуальность целевой доминанты практик подготовки рабочих кадров для экономики страны в фокусировке системной интеграции среднего профессионального образования (далее – СПО) и промышленных партнеров – предприятий различных производственных отраслей. Приведены теоретические обоснования преобразования региональных систем СПО на основе кластерной политики, как эффективного управленческого механизма такой кооперации для повышения эффективности процессов закрепления выпускников СПО на производстве. Представлен опыт реализации кластерной политики в СПО Томской области, включающий основные элементы региональной нормативноправовой базы, кластерного дизайна этой системы, региональных особенностей функционирования образовательно-отраслевых кластеров как особого типа сообществ, интегрирующих профессионально-образовательные организации и предприятия реального сектора экономики. Актуализирована необходимость выработки нового научно-педагогического знания, отражающего особенности образовательного взаимодействия, а также учебной и педагогической деятельности субъектов процессов СПО в логике принципов использования кластерной политики для модернизации этой сферы образования в соответствии с социально-экономическими приоритетами страны и ее территорий. Показаны результаты поисково-констатирующего этапа комплексного педагогического эксперимента, связанного с научно-педагогическим исследованием проблемы развития региональной практики СПО на основе кластерносетевого взаимодействия. Проанализированы эмпирические данные, отражающие особенности субъектной включенности педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций региона в реализацию задач кластерной политики в системе СПО, обозначены задачи по развитию их вовлеченности в процессе функционирования образовательно-отраслевых кластеров. Методы, на основе которых подготовлены материалы статьи: теоретический анализ, сравнительно-правовой метод, опрос (анкетирование), экспертный метод, фокус-группы.