ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Статья посвящена проблемам современного высшего образования, нынешним вызовам со стороны цифровой революции ведущим университетским практикам, её влиянию на развитие общества и образования в целом. Автор обращает внимание на три сценария развития будущего, предложенных израильским исследователем Ю. Харрари (консервативный, радикальный и суперрадикальный). В статье представлен опыт деятельности нового альтернативного университета США, который не имеет аналогов в мире, полностью построен на основе цифровых технологий и ведет учебный процесс только в онлайн формате. Университет позиционируется как один из ответов вызовам образованию цифровой революцией. В статье анализируются основные особенности цифрового университета-стартапа «Minerva», выявляются причины его возникновения, специфика развития и функционирования, определяются как его позитивные качества, так и некоторые проблемные зоны, представляются логика образовательного процесса и образовательная технология, которую основатели университета «Minerva» трактуют как собственное образовательное Knowhow. Высказывается предположение о множественности вариантов будущих цифровых университетов.
Статья посвящена осмыслению образовательной экосистемы как новому тренду в развитии современного мирового образования. Образовательная экосистема — частный случай экосистем, которые характеризуют организационные структуры современного бизнеса эпохи глобализации, построенных на принципах интеграции и кооперации. Первыми исследователями образовательных экосистем они трактуются как один из инструментов трансформации традиционной образовательной парадигмы и модели образования, соответствующие устойчивости SPOD-мира, эволюционным путем в новые парадигмы и модели образования, востребованных неустойчивостью VUCA-мира. В статье образовательная экосистема рассматривается как теоретическое понятие и реальная практика. Дается рабочее определение образовательной экосистемы, устанавливаются её корни, восходящие к естествознанию, позднее менеджменту, определяется социальная природа образовательных экосистем, основанная на социальных потребностях современного общества, дается краткая характеристика основных наиболее универсальных качеств, опираясь на существующие исследования выделяются их социокультурные функции. Кроме этого, рассматриваются универсальные архетипы социокультурных функций образовательных экосистем («Ткачество», «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель», «Разработчикпроектировщик или архитектор»), выделенные предыдущими исследователями. Данные архетипы социокультурных функций впервые рассматриваются в зеркале концепции И. Азидеса о «4-х витаминах успешного менеджмента». Наряду с этим в статье приводятся примеры российских опытов реализации образовательных экосистем, которые в основном возникают на базе творческих индустрий столичных центров или крупных городов
Статья посвящена видеохостингу как инновационному средству обучения, выявлению причин его возникновения (социокультурных и технологических), дано рабочее определение данному явлению, установлены основные онтологические характеристики этого цифрового ресурса, определены базовые социокультурные и образовательные функции видеохостингов, предложена их классификация, приведены примеры использования в практике преподавания русского языка как иностранного. Представлены характеристики основных мировых, российских и китайских видеохостингов.
Настоящая статья посвящена проблеме выявления онтологического статуса и социальной природы таких феноменов, как креативность и инновационность в преломлении к педагогическим практикам в эволюционном аспекте. Автор акцентирует внимание на анализе истории и методологии изучения общего и особенного в креативности и инновационности на обширном историко-цивилизационном и историко-культурном материале, а также на привлечении большого актуального материала зарубежных и отечественных исследований последних лет, отличающихся фундаментальностью и новизной.
Ставится задача определить приоритетные природные характеристики данных явлений, выявить их сходства и различия в различных аспектах (показать разницу отношения к новизне, к ее степени, к фактору времени и раскрыть, как по-разному решаются эти вопросы), показать возможность и условия слияния этих двух феноменов при определенных обстоятельствах.
Вторая часть статьи посвящена анализу эволюции креативности и инновационности в контексте различных педагогических практик, начиная с их первобытно протоформ до современных цифровых трансформаций в контексте креативности и инновационности.