ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования
Статья посвящена проблеме развития самостоятельного мышления в вузе в процессе интерактивного общения. Анализируется сущность таких понятий, как самостоятельное мышление, интерактивное общение, личностно-ориентированное обучение. Показывается, что по своей сути интерактивное общение учащихся, в процессе которого развивается самостоятельное мышление, является личностно-ориентированным обучением.
Мышление, как показывается в статье, не может пониматься как репродуктивный процесс; по своей сути, мышление всегда продуктивно. Мышление конкретного человека возникает, когда человек принимает (включается) в решение определенной проблемы. Мышление всегда связано с открытием нового. Для развития самостоятельного мышления важно, чтобы знание, социальный опыт не давались учащемуся в готовом виде, а добывались в ходе развития самостоятельного мышления. Обучение, направленное на развитие самостоятельного мышления, является личностно-ориентированным обучением. В самом деле, развитие самостоятельного мышления, возможно только в случае, когда человек (учащийся) внутренне мотивирован решением проблемы; именно тогда, он личностно примет данную проблему. Именно в этом случае возникает личностное принятие проблемы. Личностное принятие проблемы означает, что человек (учащийся) решает проблему в своем субъективном опыте. А в силу этого продуктивное развитие мышления участников образовательного процесса, как показывается в статье, невозможно без развития внутренней мотивации мыслительного процесса. Мышление любого участника образовательного процесса есть всегда мышление конкретной личности, а это значит, что мышление любого участника образовательного процесса всегда принадлежит личностному опыту участника образовательного процесса. В процессе интерактивного общения, которое обсуждается в статье, участники развивают свой личностный опыт за счет решения задач-проблем на основе взаимного принятия и взаимного понимания. Такое развитие личностного опыта и приводит к развитию самостоятельного мышления.