ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
В статье проведен методологический анализ системы непрерывного педагогического образования. Сделан вывод о том, что концепция системогенеза профессиональной деятельности может выступать реальным методологическим и теоретическим основанием обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагогов. Обосновывается целесообразность и необходимость использования ценностно-смыслового подхода при организации непрерывного педагогического образования. Доказывается, что включение формирования ценностно-смыслового компонента в результаты образования и в целеполагание при организации образовательного процесса может обеспечить более эффективную профессиональную подготовку педагога, а также поможет будущим и реальным педагогам придать адекватный личностный смысл педагогической деятельности и ее отдельным компонентам. В свою очередь, это позволит им стать субъектами педагогической деятельности. По результатам теоретического анализа определены наиболее популярные направления исследований непрерывного педагогического образования. Выявлено, что большинство из них отвечает вызовам цифровизации, и одновременно возникают новые тренды, связанные с эпохой постглобализации и возрождением приоритета национальных духовно-нравственных ценностей в современном отечественном образовании. В качестве ключевой проблемы практики непрерывного педагогического образования определено отсутствие преемственности в содержании, формах, методах и результатах подготовки педагогических кадров на уровнях среднего профессионального и высшего педагогического образования, а также в дополнительном профессиональном образовании учителей. В качестве решения данной проблемы представлена инновационная модель взаимодействия педагогического университета с региональными субъектами подготовки педагогических кадров. Определены приоритетные направления деятельности регионального комплекса непрерывного педагогического образования. В статье обозначена роль университета в научном руководстве и сопровождении инновационной деятельности образовательных организаций региона. Главным механизмом сопровождения названо включение педагогов региона в экспериментальную, поисковую, исследовательскую деятельность, в том числе создание разноуровневых исследовательских сообществ преподавателей, педагогов-практиков и студентов университета.