ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
В статье рассматриваются этапы формирования концепции трудового воспитания в Китае, содержание и формы трудовой подготовки в школе на основе эволюции концепции пяти неразрывно связанных компонентов образования, учебных программ основной средней школы в период «культурной революции», занятий по технологии труда в рамках обновленной доктрины воспитания, обучения и развития трудового воспитания в процессе реализации политики «Образование служит народу» и стратегии «Поднять страну за счет науки и образования». Идея трудового воспитания историографически и парадигмально представлена в единстве с нравственным воспитанием как системообразующий компонент образовательного процесса, в котором обучение технологии труда включает, наряду с трудовым воспитанием и технической подготовкой, также и культивирование традиционного уважительного отношения к труду во благо коллектива\общества, умения прилежно выполнять любую работу.
Исследована история развития воспитательной функции трудового обучения в Китае в городских, сельских и малокомплектных школах. Проведен анализ понятий «нравственное воспитание», «трудовое воспитание», «трудовая деятельность школьника», «техническое образование в школе», «ранняя профориентация школьников», «индустриализация образования», «роль семьи в процессе трудового воспитания».
Приведены актуальные данные об обеспечении учебных заведений учителями трудового воспитания (обучения), в том числе в условиях роста количества малокомпектных школ в сельских районах, и структура содержания трудовой подготовки школьников.
Проведен анализ становления современной системы трудового воспитания в образовательных учреждениях Китая, где трудовая деятельность является драйвером развития всех остальных качеств школьника посредством культивирования нравственности через труд. При этом цели нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания пересекаются с целями и объектами трудового воспитания и становятся ключевым содержанием концепта всестороннего развития школьников.