ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Директор института
На протяжении длительного периода развития системы общего образования в России неоднократно менялись взгляды на содержание общего образования и степень самостоятельности школ в формировании учебных планов. В статье представлены результаты историко-педагогического анализа методологических оснований формирования общегосударственных учебных планов общего образования в России. Показаны факторы влияния на изменение концептуальной рамки, определяющей структуру и содержание учебных планов российских школ. Исследование проведено с применением общенаучных теоретических методов: анализа, интерпретации, систематизации, классификации, обобщения. Теоретико-методологическую основу исследования составили теории содержания образования: культурологическая (М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер), системно-деятельностная (В. С. Леднев, А. А. Кузнецов), бинарно-интегративная (Л. М. Перминова), современная теория дидактики (И. М. Осмоловская). Статья доказывает, что во все исторические эпохи учебные планы отражали ценностно-идеологические установки и общественные представления о цели образования, воплощали государственную политику по отношению к содержанию общего образования. При этом даже в периоды максимальной унификации содержания общего образования школьные учебные планы сохраняли способность отражать уникальность образовательной организации и учитывать социокультурные условия ее функционирования. Автор утверждает, что в современной дидактике выдвинуты обоснованные научные подходы к определению перечня учебных предметов, оценке их трудоемкости, последовательности изучения и распределения по периодам обучения. Благодаря этому процессы отбора содержания общего образования и формирования школьных учебных планов защищены от влияния корпоративных интересов и частных мнений. Теоретико-методологическая основа в процессе педагогической интерпретации социального заказа выполняет систематизирующую функцию, позволяя обеспечить требуемое качество образования без перегрузки обучающихся.