ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО,
директор Института педагогики СпбГУ, председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию,
член-корреспондент РАО
Исследования в области непрерывного педагогического образования преимущественно основываются на структурнофункциональном подходе, отождествляющем непрерывность образования с преемственностью различных ступеней профессионального развития субъекта. Непрерывность педагогического образования требует своего научного переосмысления в соответствии с вызовами времени, с трансформацией экономических основ общественного развития. Для решения этих задач проблема рассматривается как явление культурологического плана, делается гуманитарный анализ непрерывного педагогического образования как нелинейного процесса, имеющего опережающий характер и развивающего индивидуальнозначимые компетенции.
В статье поднимается проблема сохранения традиционных ценностей отечественного педагогического образования – духовного и нравственного развития будущего педагога, способного обеспечить подлинно гражданское воспитание подрастающего поколения на основе личного примера и глубоких моральных убеждений. Подчёркивается мысль, согласно которой в подготовке российского учителя сложилась устойчивая традиция делать акцент на развитии у будущего педагога умения осуществлять задачи воспитания подрастающего поколения, брать на себя максимальную ответственность за нравственное становление личности в процессе образования. Исторические факты становятся основой, которая позволяет авторам утверждать, что такая традиция сложилась еще в народной педагогике, затем закрепилась в трудах К.Д. Ушинского и стала основой подготовки педагогов в советский период российского государства. Авторы развивают научное положение о взаимосвязи ценностного развития будущего учителя и эффективности всей системы общего и профессионального образования, духовного благополучия общества, подчеркивают глубокие исторические и ментальные корни трактовки духовно-нравственного становления как ключевой ценности российского педагогического образования.
Авторы подчеркивают, что значимое влияние на сохранение и развитие аксиологического подхода к пониманию сущности и содержания подготовки педагогических кадров оказала Российская академия образования (ФГБУ «Российская академия образования» (далее – РАО) как институт сохранения научной преемственности и поддержки фундаментальных теоретических оснований педагогической науки. В современной РАО исследуются научные проблемы подготовки учителя и воспитания учеников, проблемы нравственного развития личности, педагогического образования в целом. При этом подчеркивается, что подлинно современные исследования в области педагогического образования и непосредственно духовно-нравственного воспитания, а также в сфере развития будущего учителя требуют междисциплинарного подхода, опоры на постнеклассическую модель познания, в которую включен субъект познания как носитель ценностей и идеологии, личной картины мира
В статье рассматриваются результаты мониторинга эффективности основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета, реализуемых вузами, различной подведомственности, в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Основные исследовательские выводы программы: треть реализуемых основных образовательных программ по УГСН 44.00.00 – это программы, которые формируют образовательный процесс дисциплинарного типа. Фиксируются проблемы разобщенности содержания дисциплин, отсутствие внутренней целостности, неравномерность психолого-педагогической, предметной, методической подготовки, отсутствие ориентации на единый (комплексный) экзамен, позволяющий проверить достижение запланированных в модуле компетенций. Особенно это характерно для основных образовательных программ магистратуры.
В выпускных квалификационных работах отсутствует обращение к исследовательским данным в научных работах, а также к данным официальных документов органов государственной власти и государственной статистики, в том числе к данным в области регионального образования. В программах отсутствуют модули (дисциплины), направленные на развитие внутренней позиции личности, на формирование мировоззрения и российской гражданской идентичности будущего педагога, не выделены часы на изучение русского языка и литературы, отсутствуют временные и организационные возможности для углубленного изучения психолого-педагогических и (или) иных дисциплин
В целом профессиональное образование будущих учителей в таких условиях осуществляется фрагментарно, по реактивному типу, то есть реагируя на отдельные задачи обучения, что является неэффективным для развития любых групп компетенций и, в целом, для профессионального становления российского учителя.
В статье рассматривается проблема внедрения ядра педагогического образования. Раскрывается идея, согласно которой сложившаяся номенклатурная семантика термина не согласуется с научными подходами и, в частности, с педагогическими и философскими представлениями об образовании как феномене культуры. Ядро педагогического образования в современном классическом российском университете рассматривается авторами как концептуальная структура, описывающая принципы и подходы к содержанию педагогического образования, реализация которых позволит вывести педагогическое образование на значительно более высокий качественный уровень и тем самым восстановить профессиональный уровень отечественного школьного образования.
Авторы рассматривают причины явления, вводят понятие педагогической аномии как характеристики системы отношений, развивающейся в системе университетского образования, анализируют влияние педагогической аномии на содержание педагогического образования. В статье рассматриваются основные пути обновления содержания педагогического образования, способные составить ядро педагогического образования: мировоззренческая подготовка педагога как основа для его способности быть воспитателем; научная и исследовательская подготовка будущих преподавателей как основа для формирования их научного мышления и способности к научному творчеству; нахождение баланса между исследовательским и практическим компонентами в высшем педагогическом образовании, состоящем в научном подходе к содержанию практики, а также исследованием практических проблем педагогики в научной подготовке; формирование педагогического образования как целостной педагогической системы, состоящей из методически и научно взаимоувязанных компонентов, междисциплинарности: наличие поликультурного диалога в педагогическом образовании, подразумевающим единство педагогического образования страны при сохранении множественности подходов и региональной уникальности.