ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Ведущий аналитик, Центр совершенствования методик преподавания дисциплин
Содержание и структура общего образования подчиняется вполне определенным закономерностям. Важнейшей из них, согласно концепции академика РАО В.С. Леднева, является баланс двух факторов: содержание данной предметной области (математика, информатика и т.д.), а также совокупность инвариантных видов деятельности человека. Эти факторы отражают наиболее значимые, с точки зрения образования, аспекты действительности.
Преобразовательная деятельность человека, несомненно, относится к таким аспектам. В современном мире эта деятельность раскрывается через три ключевых понятия: алгоритм, технология, проект. Эти понятия становятся системообразующими понятиями двух предметов: «Информатика» и «Технология». На сегодняшний день преобразовательная деятельность неотделима от процессов цифровизации, что определило содержание и структуру названных общеобразовательных предметов, – при этом понятие технологии играет ведущую роль. Идейная сторона технологии берет начало от основополагающего труда Р. Декарта «Рассуждения о методе». По его мысли всякая деятельность должна осуществляться на основе некоторого метода, которые допускает различные уровни формализации. Это открывало принципиальную возможность автоматизации процессов изготовления изделий, что позволило создать материальную платформу будущего «индустриального общества». Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. Связка науки и технологий оставалась неразрывной в течение очень долгого времени и обеспечивала доминирование той формации, которая эту связку поддерживала. Появление цифровых технологий, в которых идея автоматизации практически доведена до своего логического завершения, радикальным образом изменила производственный и социальный контекст технологизации. Однако ее идейная сторона претерпела минимальные изменения. Весь названный выше контекст учитывается при построении методических концепций и содержания предметов «Информатика» и «Технология»
В статье представлены промежуточные результаты исследования «Центра совершенствования методик преподавания дисциплин» Российской академии образования по анализу, систематизации и созданию реестра эффективных методик преподавания дисциплин, предметов, курсов (модулей) на различных уровнях образования в рамках исследования актуальных и эффективных методик для их апробации и масштабирования. Выражена позиция авторов о том, что значимость поиска идеальных методов и методик обучения и преподавания, который ведется на протяжении столетий, сравнима по сложности и важности с исследованиями и разработками в сфере высокотехнологичных наук и производств. С точки зрения авторов при разработке реестра эффективных методик обучения должны быть учтены современные методологические принципы дидактических исследований, комплекс дидактических объектов, совокупность применяемых междисциплинарных подходов. Описаны объективные трудности формирования тезауруса понятия «методика обучения» для разработки реестра эффективных методик. Представлена гипотеза исследования, которая формулирует возможные варианты решения задачи по разработке реестра эффективных методик.