ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Доцент кафедры китайской филологии
Меняющиеся реалии российско-китайского сотрудничества и международных отношений послужили импульсом для роста потребности в многопрофильных специалистах, владеющих языком страны-партнера. В список дисциплин, изучаемых студентами-русистами в вузах КНР, по действующему стандарту были включены предметы, расширяющие экстралингвистические компетенции выпускников. Задача повышения эффективности обучения иностранному языку в условиях стремительного перехода к дистанционному обучению из-за пандемии потребовало обновления методов обучения. Новые реалии ускорили внедрение различных форм дистанционного обучения, позволяющих без значительных затрат расширить диапазон культурологических и лингвострановедческих познаний студентов за счет различных внеаудиторных мероприятий, языковых клубов и т.д. В статье дан анализ результативности внеурочных мероприятий на примере курса «Развитие русской культуры в контексте исторического процесса (с древнейших времен до Октябрьской революции)», разработанного для русистов Института иностранных языков Харбинского политехнического университета (ХПУ КНР). Опрос слушателей показал, что среди приобретенных результатов наиболее значимыми для себя они считают активизацию ранее полученных страноведческих знаний, углубление познаний мира русского искусства, рост общей эрудиции и уровня владения русским языком. Большинство анкетируемых также отметили, что данный курс мотивирует их к выбору страноведческих и лингвокультурологических тем для собственных научных и учебных исследований.
Комментарии к статье «Супруненко В. Н. Интеграция принципов гражданского воспитания в программе образования младших школьников».
В статье рассматриваются этапы формирования концепции трудового воспитания в Китае, содержание и формы трудовой подготовки в школе на основе эволюции концепции пяти неразрывно связанных компонентов образования, учебных программ основной средней школы в период «культурной революции», занятий по технологии труда в рамках обновленной доктрины воспитания, обучения и развития трудового воспитания в процессе реализации политики «Образование служит народу» и стратегии «Поднять страну за счет науки и образования». Идея трудового воспитания историографически и парадигмально представлена в единстве с нравственным воспитанием как системообразующий компонент образовательного процесса, в котором обучение технологии труда включает, наряду с трудовым воспитанием и технической подготовкой, также и культивирование традиционного уважительного отношения к труду во благо коллектива\общества, умения прилежно выполнять любую работу.
Исследована история развития воспитательной функции трудового обучения в Китае в городских, сельских и малокомплектных школах. Проведен анализ понятий «нравственное воспитание», «трудовое воспитание», «трудовая деятельность школьника», «техническое образование в школе», «ранняя профориентация школьников», «индустриализация образования», «роль семьи в процессе трудового воспитания».
Приведены актуальные данные об обеспечении учебных заведений учителями трудового воспитания (обучения), в том числе в условиях роста количества малокомпектных школ в сельских районах, и структура содержания трудовой подготовки школьников.
Проведен анализ становления современной системы трудового воспитания в образовательных учреждениях Китая, где трудовая деятельность является драйвером развития всех остальных качеств школьника посредством культивирования нравственности через труд. При этом цели нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания пересекаются с целями и объектами трудового воспитания и становятся ключевым содержанием концепта всестороннего развития школьников.
В статье исследованы результаты реализации инициативы «Один пояс — один путь» (далее «Пояс и путь») в системе образования КНР и стран ареала Инициативы. Приведены результаты анализа развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая). Выявлены перспективы координации в области образовательной политики, проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющих ключевые направления развития инициативы «Пояс и путь» на разных уровнях системы образования. Проведен анализ публикационной активности и текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль ареала проекта «Пояс и путь». Авторами отмечено, что необходимость организации технического обслуживания проекта в странах, расположенных вдоль маршрута, уже сейчас актуализирует задачу унификации качества профессиональной подготовки принимающего участие в проекте зарубежного персонала. Авторами доказано, что страны, расположенные в ареале проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интеллектуальным, природным, культурно-историческим потенциалом в том числе и в контексте реализации образовательной стратегии на примере стран ареала морского Шелкового пути проекта «Пояс и путь» в сфере высшего образования. Рассматривается кейс Харбинского политехнического университета в рамках темы заявленного исследования.