ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
В статье представлены основные положения авторской концепции воспроизведения учебного текста, проанализированные с позиций теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной. Цель статьи заключается в стремлении авторов показать родство методологических основ теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной и концепции произвольного воспроизведения учебного материала, реализующих деятельностный подход к формированию умственных действий, в частности, мнемических, обеспечивающих актуализацию учебного материала. Близость методологических основ теории управления процессом учения Н. Ф. Талызиной и концепции произвольного воспроизведения как реконструктивно-репродуктивной деятельности представлена через анализ основных положений данных подходов. Результаты исследований авторов доказывают значимость управления процессами воспроизведения учебного материала с помощью мнемических действий, которые представляют собой совокупность ассоциативно-ориентировочных, аналитико-синтетических и контрольно-оценочных действий, выполняющих функцию инструментов актуализации необходимой информации. Показано, что произвольное воспроизведение демонстрирует особенности интеллекта субъекта учебной деятельности в широком диапазоне: от уровня развития метарегуляции до специфики его репрезентационной картины. Отсутствие ориентировочной основы произвольного воспроизведения препятствует запуску и развертыванию разноуровневых интеллектуальных операций, регуляции припоминания, проявляющейся в планировании, контроле и антиципации необходимых результатов. Понимание умственных действий как инструментов актуализации и организации учебного материала, составляющее основу концепции воспроизведения, значительно расширяет возможности теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной и должно стать теоретической и методической основой конструирования новых школьных учебников. Показано, что концепция произвольного воспроизведения учебного материала, реализующая, как и теория поэтапного формирования умственных действий, деятельностный подход к учению и обучению, может выступать методологически и экспериментально обоснованным продолжением классической теории П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.