В статье поставлены проблемы планирования удаленного взаимодействия субъектов иноязычной подготовки к профессиональной межкультурной коммуникации. Автор статьи представляет теоретико-методологический анализ сущности и традиционных видов планирования. В статье предложены направления трансформации концепции планирования удаленного взаимодействия обучающих и обучающихся профессиональной межкультурной коммуникации в университете.
В статье исследованы теоретические основы проблемы познавательной самостоятельности. Большое внимание уделено характеристике особенностей организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Осуществлен анализ научных подходов к определению сущности понятий «познавательная самостоятельность» и «познавательная активность», уточнено их определение. Авторы статьи, резюмируя взгляды известных отечественных и зарубежных ученых на заявленную проблему, приходят к выводу, что феномен познавательной самостоятельности представляет собой интегративное качество личности студентов высшей школы. Структура познавательной самостоятельности студента рассматривается в модели её развития как объединение взаимодополняющих компонентов: мотивационно-волевого, практико-ориентированного, содержательно-методического и рефлексивного.
a:2:{s:4:"TEXT";s:4596:"<p>
</p>
<p>
</p>
<p>
В условиях глобального экологического кризиса задача экологизации школьного образования актуальна для любой страны. Формирование экологического поведения является неотъемлемой частью экологической подготовки обучающихся, которая особенно эффективна в младшем школьном возрасте, когда ребенок в силу своих психоэмоциональных особенностей чрезвычайно восприимчив к психологопедагогическому воздействию, податлив, склонен к подражанию и активно усваивает нормы поведения в природной среде в условиях разнообразных экологических практик. Цель статьи состоит в выявлении и сопоставлении специфики экологического образования в начальных школах России и Китая. Ответственное экологическое поведение — это один из ключевых компонентов экологической культуры населения, наряду с развитием экологического сознания, экологического мышления и экологической грамотности. Между тем, проблемы формирования экологического поведения в начальной школе исследователями как в России, так и за рубежом почти не затрагивались. Экологическое поведение, о котором заговорили лишь в начале
Исследования в области непрерывного педагогического образования преимущественно основываются на структурнофункциональном подходе, отождествляющем непрерывность образования с преемственностью различных ступеней профессионального развития субъекта. Непрерывность педагогического образования требует своего научного переосмысления в соответствии с вызовами времени, с трансформацией экономических основ общественного развития. Для решения этих задач проблема рассматривается как явление культурологического плана, делается гуманитарный анализ непрерывного педагогического образования как нелинейного процесса, имеющего опережающий характер и развивающего индивидуальнозначимые компетенции.
В статье изучается специфика разработки модели гражданского образования для младших школьников. Конкретизированы и описаны блоки в комплексной модели развития гражданской идентичности детей. В рамках целевого блока проведен анализ документальных источников, выявлены нормативно-правовые основы как ориентиры гражданского образования в начальной школе. В содержательном блоке рассмотрена структура гражданской идентичности и показатели её сформированности у младшего школьника. Особое внимание уделено методологическим идеям, лежащим в основе концепций педагогического воздействия и принципов воспитания гражданственности. Описана суть принципов гражданского воспитания и показаны условия их интеграции в целостный образовательный процесс, к основным из которых относят: выбор направлений и технологий воспитательной и учебной работы, ценностной основы образовательного процесса, создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации модели развития гражданской идентичности. Статья адресована специалистам в сфере образования и воспитания младших школьников.
Ключевые слова:
гражданское образование; интеграция; младший школьник; начальное образование; гражданская идентичность; модель воспитательной деятельности
В данной статье автором предпринята попытка сравнить особенности подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования в Финляндии и России и выявить ключевые отличия, а также сильные и слабые стороны профессиональной подготовки в обеих странах, опираясь на историческую ретроспективу развития профессионального образования в обеих странах. Как показывают результаты различных международных исследований, Финляндия является одним из мировых лидеров по вопросам подготовки молодежи к жизни и работе в современном мире, в этой стране широко применяется принцип гуманизации образования, большое внимание уделяется развитию личности учащихся и созданию благоприятного психологического микроклимата в учебных заведениях. В то же время Финляндия и Россия имеют общие исторические корни, являются соседями, и именно поэтому финский образовательный опыт является особенно интересным для изучения
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование; обучение на рабочем месте; ученичество; подготовка учителей для СПО; учебный план
В настоящее время в связи с развитием цифровых технологий и ускоренными темпами цифровизации всех сфер человеческой деятельности STEM-образование является важным и актуальным вопросом, требующим особого внимания на всех уровнях системы образования. Новые условия развития образования требуют изменения приоритетов в подготовке научно-педагогических кадров для высшей школы. Отсутствие единого подхода к подготовке педагогов в вузе по STEM-технологии и разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования так же требует всестороннего решения в образовательном процессе. В данной статье представлен обзор международного опыта развития STEM-образования и обобщены преимущества реализации и затруднения, выявленные в процессе внедрения STEMобразования в нашей стране. В основу сравнительного анализа положены стратегии развития STEM-образования таких стран, как Малайзия, Австралия, которые как и Казахстан активны в поисках оптимальных решений внедрения STEM-образования. Кроме того, определены направления и содержание мероприятий лучших проектов таких, как «INSTEM», «MindtheGap!», «ER4STEM» за рубежом, которые предоставляют комплексные источники учебных материалов и методик преподавания предметов STEM, использование образовательной робототехники для поддержания интереса школьников к научно-технической отрасли. Описаны оптимальные условия для внедрения STEM-образования.
В статье показано, как языковая политика Франции способствует распространению французского языка и устойчивому интересу к его изучению практически во всех регионах планеты. Приводятся цифры, демонстрирующие количество обучающихся в различных странах, особенно обращается внимание на изучение французского языка в Африке, его перспективы на континенте, указываются факторы, которые будут способствовать поддержанию интереса к его изучению и дальнейшему развитию в регионе. Показана картина, которая складывается с изучением французского языка в Северной и Южной Америке, Западной и Центральной Европе, Азии и Океании. Выявлены трудности, которые встречаются при организации преподавания французского языка. Подчеркивается особая роль педагогов в его популяризации. Демонстрируются достижения в его изучении на планете, а также называются конкретные меры, реализация которых будет способствовать повышению интереса к изучению и распространению французского языка в мире.
Ключевые слова:
языковая политика; французский язык; Франкофония; изучение; учитель французского языка
На фоне успехов в развитии сельского образования в Китае (рост объемов финансирования, появление гарантий для формирования квалифицированного преподавательского состава, улучшение условий для работы школ и др.) необходим тщательный мониторинг интенсивных процессов модернизации с целью своевременного выявления и разрешения возникающих проблем. Благодаря изучению литературы, а также собственным полевым исследованиям выделен ряд актуальных проблем, тормозящих развитие сельского образования в Китае. Это интенсивное и разнонаправленное изменение количества детей школьного возраста в сельской местности, снижение эффективности ресурсов сельского образования из-за масштабных факторов, а также большое количество детей из неблагополучных семей. В работе представлены необходимые меры по модернизации сельского образования в Китае. Это улучшение механизма распределения образовательных ресурсов, распределение ресурсов сельского образования с учетом характеристик масштаба сельских школ, распределение ответственности разных субъектов за обучение малообеспеченных групп сельских учащихся, укрепление преподавательских кадров, разработка современной модели сельского образования.
Ключевые слова:
модернизация образования; проблемы сельского образования; пути решения; Китай
Негосударственное высшее образование играет важную роль в социально-экономическом развитии и подготовке высококвалифицированных кадров в Китае. С постепенным ростом общественного признания негосударственного высшего образования государство стало уделять больше внимания его развитию и приняло некоторые меры по оказанию ему финансовой поддержки для стимулирования его прогресса. Однако из-за различий в экономическом развитии, социальных условиях и уровнях развития местного негосударственного высшего образования в провинциях и регионах возникло множество проблем в реализации политики финансовой поддержки негосударственного высшего образования. В данной статье рассматриваются основные методы государственной финансовой поддержки негосударственных университетов Китая, анализируются существующие проблемы в процессе формирования и реализации государственной политики финансирования, выдвигаются меры и предложения по совершенствованию финансового обеспечения негосударственного высшего образования.
Ключевые слова:
негосударственное высшее образование; государственная политика финансовой поддержки; дифференцированная политика управления; проблемы финансового обеспечения
Последние годы во всем мире в преподавании практически всех дисциплин прослеживается тенденция к учету индивидуальных особенностей обучающихся, что также затронуло предметы физико-математического цикла в высшей школе. В то же время, учет такого фактора, как основной канал восприятия, практически не освещен в современной литературе. В статье дан анализ учета модальности восприятия студентов при обучении математики в вузе, описаны особенности и методические приемы обучения кинестетиков. Цель статьи — показать возможности индивидуализации в преподавании математики средствами заданий, учитывающих различия в ведущем канале восприятия информации. Особое внимание в статье уделено применению динамических упражнений, требующих наряду с выполнением мыслительных действий выполнение физических движений или их имитацию. Выполнение подобного рода упражнений является одной из наиболее эффективных форм усвоения информации для кинестетиков. В статье рассмотрены конкретные примеры использования динамических упражнений при изучении математических дисциплин в высшей школе, описан подход по использованию цикла практических работ и экспериментов, позволяющих подтвердить истинность рассматриваемых положений. Дан анализ использования лабораторного эксперимента, подвижных игр и квестовых заданий в контексте задействования динамических упражнений в методике преподавания математики. С учетом возможных изменений в организации образования, вызванных глобальной пандемией, рассмотрены особенности применения динамических упражнений в курсе изучения математики в период дистанционного обучения. В статье рассмотрен учет индивидуальных особенностей студентов при изучении математики, сделан вывод о перспективности использования форм и методов преподавания с учетом модальности восприятия студентами
В статье рассматривается актуальная для современного этапа совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов проблема использования методических подходов к организации ситуационно-проблемного обучения как предпосылки формирования профессионального и критического мышления будущих специалистов. В историко-ретроспективном плане анализируются советские и постсоветские практики использования потенциала метода кейсов для формирования системы профессиональных знаний, которые в советское время были представлены как технология решения специально составленных «педагогических задач», имеющих единственно правильные, педагогически выверенные ответы. Показано, что усиление внимания к проблеме использования учебных кейсов в современном образовательном процессе нашло отражение в диссертационных исследованиях начала ХХI в., которые были ориентированы на решение конкретных задач на разных этапах профессиональной подготовки. Автором предлагается новый подход к конструированию содержания учебного кейса как атрибута неигрового метода активного ситуационно-проблемного обучения. Он основан на идее самостоятельного поиска решения проблемы на основе специально подобранных кейсовых материалов, составленных по принципу «дело в суде». На примере учебного кейса «Стамбул в жизни и творчестве Мартироса Сарьяна» показано, что универсальные информационные материалы, отражающие документированные сегменты исторической реальности и имеющие культурологическую направленность, могут использоваться в преподавании различных учебных дисциплин гуманитарного (история, психология, культурология, педагогика и др.) и естественнонаучного цикла (география). Отмечается, что использование учебных кейсов имеет ряд ограничений, связанных с затратой значительных усилий по поиску интересных случаев из практики и документирующих их материалов, которые могли бы стать фактологической основой учебного кейса.
Ключевые слова:
дидактическая спираль; спиральная учебная программа; спиральный подход; принцип построения учебных программ; цикличное повторение; предшествующие знания; опора на предварительные знания; рабочая память; «разнесённое» повторение
В статье рассматривается актуальная для современного этапа совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов проблема использования методических подходов к организации ситуационно-проблемного обучения как предпосылки формирования профессионального и критического мышления будущих специалистов. В историко-ретроспективном плане анализируются советские и постсоветские практики использования потенциала метода кейсов для формирования системы профессиональных знаний, которые в советское время были представлены как технология решения специально составленных «педагогических задач», имеющих единственно правильные, педагогически выверенные ответы. Показано, что усиление внимания к проблеме использования учебных кейсов в современном образовательном процессе нашло отражение в диссертационных исследованиях начала ХХI в., которые были ориентированы на решение конкретных задач на разных этапах профессиональной подготовки. Автором предлагается новый подход к конструированию содержания учебного кейса как атрибута неигрового метода активного ситуационно-проблемного обучения. Он основан на идее самостоятельного поиска решения проблемы на основе специально подобранных кейсовых материалов, составленных по принципу «дело в суде». На примере учебного кейса «Стамбул в жизни и творчестве Мартироса Сарьяна» показано, что универсальные информационные материалы, отражающие документированные сегменты исторической реальности и имеющие культурологическую направленность, могут использоваться в преподавании различных учебных дисциплин гуманитарного (история, психология, культурология, педагогика и др.) и естественнонаучного цикла (география). Отмечается, что использование учебных кейсов имеет ряд ограничений, связанных с затратой значительных усилий по поиску интересных случаев из практики и документирующих их материалов, которые могли бы стать фактологической основой учебного кейса.
Ключевые слова:
ситуационно-проблемное обучение; образовательная технология; учебный кейс; структура кейса; информационные материалы; проблема; задание; «веер решений»; прогноз развития ситуации
В статье раскрывается актуальность психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В новом тысячелетии наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения. В большинстве зарубежных стран и России неуклонно растет количество студентов с ограниченными возможностями здоровья, связанного с ухудшающейся экологией, высоким уровнем заболеваемости и травматизма. Поэтому для социальной адаптации, реабилитации и абилитации студентов с ОВЗ в системе высшего профессионального образования требуются новые идеи. В связи с этим особое значение в высших учебных заведениях отводится занятиям по адаптивной физической культуре. Методы данных занятий позволяют каждому студенту с ОВЗ реализовать творческий потенциал в социальной среде, достигнуть определённых высот и осуществить свои желания. Интеграция студентов с ОВЗ в условиях высшей школы требует знаний о психологических особенностях адаптации в социуме, создании условий для успешности личности с учетом индивидуальных особенностей. В статье акцентируется внимание на внедрении психологических методов, которые необходимо применять комплексно как до, так и в процессе проведения адаптивного физического воспитания. В заключении отмечается значимость совместной деятельности АФК с психофизической подготовкой, психологической поддержкой студентов с ОВЗ, что способствует: быстрому достижению поставленных задач, адаптации их в образовательной среде, осуществлению теоретических и практических навыков, поведенческих функций в социуме, бинарного воздействия на занятиях и в повседневной жизни. .
В статье проанализирован опыт организации и проведения воспитательной работы с будущими врачами на первой в России кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета, которая в настоящее время в Сеченовском Университете носит имя своего создателя и первого её профессора, одновременно являвшегося первым народным комиссаром здравоохранения республики, Николая Александровича Семашко – кафедра общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко. С помощью исторического, аналитического, логического и монографического методов было установлено, что до последнего десятилетия прошлого века воспитательная работа на кафедре со студентами имела идеологическую направленность. На фоне произошедших в нашей стране преобразований изменились подходы в организации и проведении воспитательной работы с будущими врачами. Основными направлениями её совершенствования в образовательной организации являются повышение роли педагога в проведении воспитательной работы, создание необходимых условий для осуществления образовательного процесса, мотивация обучаемых к соблюдению здорового уровня жизни и этических принципов врача, привлечение их к самостоятельному изучению художественных произведений о деятельности коллег, своевременное информирование и проведение со студентами вне-аудиторных мероприятий и др.
Ключевые слова:
воспитательная работа; обучаемый; студент; кафедра; педагог; образовательная организация