В статье проведен анализ теории и практики подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства России. Обосновано, что одной из актуальных проблем модернизации педагогического образования в контексте введения нового поколения образовательных стандартов высшего образования являются формирование и развитие поликультурной компетентности будущих педагогов. Сложность решения этой проблемы обусловлена как неоднозначностью определения профессиональным сообществом сущностного содержания понятия «поликультурная компетентность», так и недостаточным учетом ее интегративной природы, приводящим к затруднениям научного и организационно-методического характера при ее формировании в образовательном процессе вузов, реализующих педагогические образовательные программы.
Показано, что поликультурная компетентность выступает как системное явление, формирующееся в образовательном процессе за счет интеграции ряда учебных дисциплин, практик и воспитательной работы, которые обеспечивают формирование определяемых ФГОС ВО составляющих этой компетентности – универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Выявлено, что лишь незначительное количество вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, ориентировано на формирование целостной поликультурной компетентности обучающихся. При этом формирование отдельных компонентов поликультурной компетентности происходит при формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций в контексте реализации в образовательном процессе требований ФГОС ВО. В редких образовательных программах университетов в перечне профессиональных компетенций в качестве требований к освоению основной образовательной программой (далее – ООП) устанавливаются компетенции этнокультурного содержания. Несбалансированный подход к формированию профессиональных компетенций приводит к недостаточному соответствию модели профессиональной компетентности будущих педагогов требованиям ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога
Сделан вывод о целесообразности разработки единого подхода к определению перечня профессиональных компетенций в программах подготовки будущих учителей. При этом формирование поликультурной компетентности обучающихся должно стать критерием эффективности современного педагогического образования в России.
В статье поднимается проблема сохранения традиционных ценностей отечественного педагогического образования – духовного и нравственного развития будущего педагога, способного обеспечить подлинно гражданское воспитание подрастающего поколения на основе личного примера и глубоких моральных убеждений. Подчёркивается мысль, согласно которой в подготовке российского учителя сложилась устойчивая традиция делать акцент на развитии у будущего педагога умения осуществлять задачи воспитания подрастающего поколения, брать на себя максимальную ответственность за нравственное становление личности в процессе образования. Исторические факты становятся основой, которая позволяет авторам утверждать, что такая традиция сложилась еще в народной педагогике, затем закрепилась в трудах К.Д. Ушинского и стала основой подготовки педагогов в советский период российского государства. Авторы развивают научное положение о взаимосвязи ценностного развития будущего учителя и эффективности всей системы общего и профессионального образования, духовного благополучия общества, подчеркивают глубокие исторические и ментальные корни трактовки духовно-нравственного становления как ключевой ценности российского педагогического образования.
Авторы подчеркивают, что значимое влияние на сохранение и развитие аксиологического подхода к пониманию сущности и содержания подготовки педагогических кадров оказала Российская академия образования (ФГБУ «Российская академия образования» (далее – РАО) как институт сохранения научной преемственности и поддержки фундаментальных теоретических оснований педагогической науки. В современной РАО исследуются научные проблемы подготовки учителя и воспитания учеников, проблемы нравственного развития личности, педагогического образования в целом. При этом подчеркивается, что подлинно современные исследования в области педагогического образования и непосредственно духовно-нравственного воспитания, а также в сфере развития будущего учителя требуют междисциплинарного подхода, опоры на постнеклассическую модель познания, в которую включен субъект познания как носитель ценностей и идеологии, личной картины мира
Ключевые слова:
ценности педагогического образования; профессиональная подготовка учителя; духовно-нравственные российские ценности; Российская академия образования; культурологический подход; воспитание учителя; традиции подготовки учителя; аксиологические основы педагогического образования; постнеклассическая модель познания
13 октября 2022 года в Москве пройдет первая российская международная научно-практическая конференция «Метавселенная: будущее науки и образования». Её организаторами выступают два факультета Московского университета: факультет педагогического образования и философский факультет, а также Академия социальных технологий.
Партнер мероприятия — лаборатория кибербезопасности СSlab.
Сопредседатели программного комитета — деканы факультетов-организаторов В.С. Басюк и А.П. Козырев и ученый секретарь Академии социальных технологий А.П. Ситников. Сопредседатели организационного комитета — ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова Г.В. Сорина, Ф.Н. Гуров и А.А. Костикова.
В данной статье мы представляем нашим читателям некоторые итоги работы факультета педагогического образования Московского университета в контексте деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Есть два информационных повода для написания подобной статьи. Традиционно поводом к публичному подведению итогов становится какая-то юбилейная дата. В этом году факультету исполняется 25 лет. Очевидно, что подвести итог работы факультета за 25 лет в небольшой обзорной статье в полной мере не представляется возможным. Но есть и второй повод. Он связан с первым годом работы ФПО в рамках одной из семи междисциплинарных научно-образовательных школ Московского университета. В данной статье мы как раз и планируем рассказать только об одной странице истории ФПО, которая связана с вкладом факультета в развитие идей Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В. Ломоносова.
Ключевые слова:
факультет педагогического образования; МГУ им. М.В.Ломоносова
Меняющиеся реалии российско-китайского сотрудничества и международных отношений послужили импульсом для роста потребности в многопрофильных специалистах, владеющих языком страны-партнера. В список дисциплин, изучаемых студентами-русистами в вузах КНР, по действующему стандарту были включены предметы, расширяющие экстралингвистические компетенции выпускников. Задача повышения эффективности обучения иностранному языку в условиях стремительного перехода к дистанционному обучению из-за пандемии потребовало обновления методов обучения. Новые реалии ускорили внедрение различных форм дистанционного обучения, позволяющих без значительных затрат расширить диапазон культурологических и лингвострановедческих познаний студентов за счет различных внеаудиторных мероприятий, языковых клубов и т.д. В статье дан анализ результативности внеурочных мероприятий на примере курса «Развитие русской культуры в контексте исторического процесса (с древнейших времен до Октябрьской революции)», разработанного для русистов Института иностранных языков Харбинского политехнического университета (ХПУ КНР). Опрос слушателей показал, что среди приобретенных результатов наиболее значимыми для себя они считают активизацию ранее полученных страноведческих знаний, углубление познаний мира русского искусства, рост общей эрудиции и уровня владения русским языком. Большинство анкетируемых также отметили, что данный курс мотивирует их к выбору страноведческих и лингвокультурологических тем для собственных научных и учебных исследований.
В статье рассмотрены основные проблемы психического здоровья, возникающие у вьетнамских школьников в период ограничительных мероприятий, связанных с СО\/1О-19. В целях всестороннего рассмотрения проблемы были изучены новые исследовательские материалы вьетнамских ученых и ученых других стран. Представлены факторы, негативно влияющие на психическое состояние школьников во время СО\ТО-19. Проведен анализ проблемы кибер-запугивания в разных странах мира, изучением которой занимаются исследователи из разных областей знания, в том числе и из сферы образования. Сделан аналитический обзор образовательных исследований с целью предложения мероприятий по улучшению и по решению возникающих проблем и их последствий. Материалы статьи являются основой для дальнейшего изучения проблемы психического здоровья школьников во время социального дистанцирования и во время разработки профилактических мероприятий. Таким образом, работа представляет собой обзор образовательных исследований, отражающих актуальные проблемы психического здоровья современных школьников Вьетнама в период дистанционного обучения. .
Целью статьи является обозначение контекстов, отражающих концептуально-технологическое обновление практики организации и содержания подготовки в классах психолого-педагогической направленности. Обозначены причины, обусловливающие необходимость такого обновления, — новые черты современного мира, его вызовы и проблемы. Описаны четыре ценностно-смысловые доминанты нового понимания и предназначения (миссии) педагогического труда, создающие образовательную опору для всех участников образовательных отношений при построении взаимодействия с современным миром и проектировании в этом взаимодействии педагогической траектории профессионального развития. Представлены обоснованные суждения, обогащающие представления о миссии, ценностных приоритетах и новых формах проявления профессиональной деятельности современного педагога. Показаны возможные варианты обозначения образования как пространства возможностей для самореализации личности в педагогической профессии, а также возможности построения индивидуальных профессионально-педагогических карьерных стратегий. Предложен спектр ролевых проявлений субъекта педагогической деятельности в современных практиках образования. Актуализированы новые виды педагогических проб и педагогических действий, обеспечивающие продуктивность педагогического труда в эпоху обновления технологического уклада экономики и культурной трансформации общественной жизни. Определен перечень возможных функционально заданных ролей в педагогической профессии, что обуславливает динамичное развитие человеческого потенциала. Сформулированы базовые положения, раскрывающие ценностно-целевые, содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты изменений в сфере практической работы по профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность. Материалы статьи подготовлены на основе использования следующих методов: теоретический и структурный анализ, метод экспертных оценок, фокус-группа, изучение регионального опыта (опросы в форме интервью и анализ методических материалов).
Ключевые слова:
психолого-педагогические классы; педагогическая профессия; педагогическая деятельность; карьерная стратегия; профессиональная ориентация школьников в сферу педагогического труда
В статье приведены результаты российских и зарубежных исследований (2020—2022 гг., 2017—2019 гг.) академической резильентности и резильентных школ. Применительно к развитию малокомплектных школ РФ сделан вывод о необходимости расширения понятия «резильентная школа» в части выделения региональной специфики (территориального компонента) и синхронизации показателей и критериев отнесения образовательных организаций к малокомплектным, включая определение факторов и критериев резильентных малокомплектных школ (в том числе подходов к развитию резильентных школ в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью). Рассмотрены результаты сравнительных исследований, подходы и кейсы развития резильентности сельских школ, в том числе на примере Китайской Народной Республики, Республики Перу, Республики Никарагуа, Республики Коста Рика.
Актуализированы критерии отнесения образовательных организаций к малокомплектным, утвержденные нормативно-правовыми актами субъектов РФ в 2022 году; приведены примеры разрывов вариативных норм нормативно-правовых актов субъектов РФ (численность обучающихся); рассмотрены результаты кластеризации школ по фактору геодоступности в контексте компонентов резильентности школ и модифицированной структуры резильентности. Выделены некогнитивные аспекты формирования резильентности школьников как значимые компоненты модели академической резильентности малокомплектных школ. .
В статье на основе анализа литературы по вопросам доказательства эффективности педагогических технологий — доказательной педагогики — обсуждается перспективность использования понятия «состояние здоровья обучающихся» в качестве основного компонента оценки успеха работы образовательных организаций, а также результативности используемых педагогических технологий. В эпоху информатизации нашей жизни появляются возможности широких описаний явлений и событий, раскрытия причинно-следственных связей не только в рамках физических процессов, но и в контексте работы социальных институтов, в том числе в таких сложно формализуемых направлениях, как обучение и воспитание. При получении репрезентативных рядов эмпирических данных можно выявить основные факты успехов, связанных с построением новых школ, запуском в эксплуатацию плавательных бассейнов или с введением в школьные программы новых предметов. Однако педагогический процесс остается в значительной степени работой отдельного учителя с конкретным сообществом детей. Именно учитель, а не образовательная организация, призван обеспечить становление и физической сущности, и личности ребенка, более того, не только личности, как таковой, а личности, нашедшей себя в меняющемся, зачастую недобром в отношении данного ребенка мире. Очевидно, что приходит время раскрытия сущности педагогического процесса как диалога с ребенком, процесса сотворчества, а не как технологии, которая может быть выстроена в методических рекомендациях, а потом еще и измерена, и оценена формальными методами. Здоровье как психофизиологическое понятие является интегральным показателем возможности реализации ребенком определенной деятельности (в нашем случае — учебной деятельности) и как таковое может выступать в качестве надежного критерия оптимальности образовательной среды и используемых педагогических методов, а также эффективности работы педагога.
В статье показана актуальность подготовки специалистов в рамках системы педагогического образования для развития технологического суверенитета нашей страны. В статье поднимается тема междисциплинарности в обучении школьников, которая занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Значимость междисциплинарного обучения обусловлена помощью школьникам в развитии их когнитивных способностей, формировании навыков, необходимых для выполнения задач различного уровня сложностей. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Обозначается ряд «профессиональных навыков», которыми должен обладать инженер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Среди них особое место занимают межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Автор актуализирует задачи, в решении которых важна роль образования — формирование патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета) и обеспечения технологического суверенитета. Формулируя задачи автор статьи определяет актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны. К ним он относит: недостаточное количество учителей, способных практико-ориентированно преподавать физику; отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования; отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой; минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии и другие. .
В статье анализируются на основе описания государственной системы подготовки кадров для системы образования в исторической ретроспективе основные тенденции подготовки педагогов в современных социальных условиях. Опираясь на цели и задачи вновь принятой Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, автор проводит сущностный анализ ключевых предпосылок к организации эффективного выстраивания данной системы и приоритетных направлений взаимодействия участников процесса подготовки педагогов. Также в статье рассматриваются важные предикторы личностного развития будущего учителя, формирования его внутренней позиции личности, основных профессиональных компетенций в ходе обучения в вузе и затрагиваются проблемы формирования личностных результатов высшего образования. В качестве основных тенденций обеспечения современных подходов к организации системы подготовки педагогов предлагаются обеспечение единых подходов к психолого-педагогической, методической и предметной составляющим обучения; разработка требований к базовой части содержания образования, условиям и результатам его реализации; обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования личности; совершенствование системы оценки качества подготовки учителей; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически успешных обучающихся; включение системы подготовки учителей в решение вопросов цифровой трансформации экономики и другие. В статье анализируется возможность изменения вариантов образовательных траекторий подготовки педагогов. .
Ключевые слова:
профессиональное развитие; подготовка педагогов; концепция подготовки педагогических кадров; внутренняя позиция личности; педагогические компетенции; посредническая функция педагога; оценка качества подготовки педагога
В статье определяются роль, место и значение игровых практик в образовании. Дается анализ трансформации образовательного пространства в связи с развитием игрового пространства на основе цифровизации всех сфер жизнедеятельности современного человека. Оценивая масштабы геймификации в современном мире, авторы обращают внимание на влияние этого явления на условия и факторы формирования образовательного пространства. В статье рассматриваются основания, причины геймификации и охват населения компьютерными играми. Показаны в кратком виде задачи и проблемы применения геймификации как метода в процессе обучения, а также раскрыты риски геймификации, пагубные следствия игромании. Авторы ставят своей задачей — в силу широкого распространения геймификации, игровых практик, игромании и незначительного числа научных публикаций по данной проблеме — привлечь внимание к исследованиям всех аспектов геймификации, специфике и масштабам влияния на образовательное пространство.
В статье представлено исследование особенностей современного образования в контексте проблем Метавселенной. Рассматривается содержание понятия Метавселенной и проводятся аналогии с концептом «Веб 2.0» и теорией отчуждения результатов интеллектуальной деятельности . Перенос образовательного процесса в виртуальное пространство Метавселенной рассматривается авторами как важный и серьезный шаг цифровизации образования. Но полный перенос системы образования в виртуальное пространство оказывается просто невозможным. Метавселенная меняет образ и возможности социального и образовательного пространства. Ранее отдельные подпространства социума были взаимосвязаны между собой, но внешне существовали самостоятельно. Современный интернет, а затем концепция Метавселенной меняют положение дел. В Метавселенной пользователь попадает в многообразный поток информации, где мягкая сила образования может оказаться вплетена в такие фрагменты социального пространства, как политика, идеология и т.д. Метавселенная, с одной стороны, задает условия непрерывного образования, с другой — она делает очевидным необходимость развития навыков критического мышления, умения выстраивать коммуникацию, основанную на понимании законов логики и рациональной аргументации, с обязательным учётом правовых и этических аспектов развития образования. Метавселенная стремится к тому, чтобы включить в свое собственное пространство все подвиды единого социального пространства и представить их в цифровом виртуальном пространстве. По замыслу авторов этого пространства, в нем должны присутствовать и образование, и здравоохранение, и наука, и культура, и развлечения, и многое другое. Понятие «Метавселенная» представляет совокупный математический, технический и гуманитарный уровни знания, поэтому исследование этой вселенной носит междисциплинарный характер.
Статья освещает исследование возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в воспитательной системе высшей школы в контексте целостного образовательного процесса. Внимание исследователей в настоящее время привлекают новые варианты информационных технологий для повышения эффективности обучения. Однако требования к результатам высшего профессионального образования включают в себя формирование и развитие личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, реализации творческих инициатив. В соответствии с особенностями жизни и общения современных студентов, широкого владения ими информационно-коммуникативных технологиями, воспитательная система и целостная образовательная среда вуза также включает в себя значительный спектр их использования. Согласно наблюдениям и опросам, приведенным в статье, это благоприятно сказывается на установлении воспитательных контактов педагогического коллектива и студенчества, способствует повышению эффективности, как процесса обучения, так и процесса воспитания. Вместе с тем, постоянное обновление информационно-коммуникативных технологий требует их освоения и изучения как педагогического средства, весьма значительного по силе воздействия на личность.
Ключевые слова:
высшая школа; воспитательный процесс; информационно-коммуникативные технологии
В условиях нарастания угроз России как независимому государству должны быть пересмотрены цели и содержание обучения всех ступеней образовательной системы. Учебник рассматривается как системообразующий фактор образовательных процессов. В связи с этим возникает необходимость экспертизы современных учебников, в первую очередь, для начальной и средней школы. В статье предпринята попытка сравнения методической направленности учебников русского языка для второго класса 1953 и 2017 гг. издания. Показаны возможности этих учебников в формировании грамматических умений и навыков на примере анализа содержания и методических приемов параграфов, посвященных разделительному мягкому знаку.