Психолого-педагогическая компетентность выступает одним из ключевых результатов подготовки магистров нефтегазовой отрасли. Необходимость её формирования обусловлена спецификой предстоящей профессиональной деятельности выпускников магистратуры, которая с одной стороны включает инженерно-технические задачи, а с другой предполагает межличностное взаимодействие с сотрудниками, реализуемое с применением психолого-педагогических методов и требующее владения ими. Актуальность проблемы формирования данной компетентности студентов рассматривается в современных зарубежных и отечественных исследованиях. Методологическими основаниями формирования рассматриваемой компетентности, предоставляющими возможность актуализации психолого-педагогической подготовки будущего магистра нефтегазовой отрасли, являются целевой и деятельностный подходы. Взаимосвязь целей и психолого-педагогических методов профессиональной деятельности будущих магистров нефтегазовой отрасли отображена в таблице. В статье представлена методическая характеристика дисциплины «Современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной деятельности», реализуемой в Оренбургском государственном университете. Она предполагает освоение обучающимися установочного, личностного и технологического этапов, каждый из которых включает практикоориентированные задания, направленные на применение студентами данных методов. Реализация установочного этапа предполагает расширение знаний о психолого-педагогических теориях, осознании значимости соответствующих им методов в профессиональной деятельности сотрудников нефтегазовой отрасли. Личностный этап формирования психолого-педагогической компетентности будущих магистров нефтегазовой отрасли включает функциональную конкретизацию рассматриваемых методов. Целью технологического этапа выступает характеристика использования совокупности психолого-педагогических методов в практической деятельности. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования методики формирования психолого-педагогической компетентности будущих магистров нефтегазовой отрасли, обеспечивающей актуализацию данного аспекта подготовки студентов магистратуры. .
Среднее профессиональное образование остается слабым звеном в системе образования КНР. Низкая эффективность капиталовложений в его развитие показывает необходимость проведения модернизации профессиональной подготовки рабочей силы на обновленной концептуальной основе, для разработки которой в стране предполагается привлекать как научно-педагогических экспертов, так и представителей делового мира и компаний инновационных сфер экономики. В статье рассматриваются общие вопросы организации среднего профессионального образования и основные положения государственной политики КНР, направленные на его реформирование и развитие. Показаны тенденции эволюции среднего профессионального образования и местные пилотные проекты по сближению образовательных программ профессиональной подготовки с потребностями местного бизнеса в квалифицированных рабочих и техническом персонале среднего звена. В завершение отмечены нерешенные проблемы и задачи развития среднего профессионального образования, которые предстоит решить для достижения намеченных целей. Анализируются проблемы и задачи среднесрочного и долгосрочного развития среднего профессионального образования КНР в контексте целей, реализовать которые китайское правительство планирует к середине XXI в., когда страна будет праздновать 100‑летний юбилей КНР. Проведенный анализ позволяет предположить, что реорганизация среднего профессионального образования, введение общих стандартов профессионального образования, интегрированных с международными системами профессиональной подготовки, укрепление и расширение каналов взаимодействия образовательных организаций с потенциальными нанимателями, не только позволят повысить качество обучения, но и обеспечат экономику страны квалифицированными кадрами. Одновременно с ростом востребованности «синих воротничков» на рынке труда будет решена и проблема повышения привлекательности профессионального образования, престиж которого в китайском обществе остается до сих пор низким.
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование; цифровая экономика; инновации; Китай
В статье c позиций междисциплинарных подходов синергетики и психологии труда обоснована роль самоорганизации педагогического коллектива в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Рассматриваются некоторые проблемные аспекты цифровизации системы школьного образования. Среди проблемных вопросов рассмотрены сложности межличностного взаимодействия в системе «учитель – ученики», проектирование и результативность воспитательного процесса в цифровой образовательной среде (ЦОС), проблема организации инклюзивного образования, а также проблема профессионального выгорания и профессиональных деструкций педагогов, которые не просто осложняют, но делают невозможным решение многих педагогических задач. В качестве решения проблемных вопросов, связанных с организацией учебного процесса в ЦОС, предлагается усиление внимания руководителей и исследователей к педагогическим коллективам с точки зрения их самоорганизации, достижения согласованного уровня функционирования при наличии общей цели совместной педагогической деятельности.
В статье рассмотрены история и современное состояние специального и инклюзивного образования школьников в Китае. Сделан обзор нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения субъектов инклюзивного образования и отражающих политику государства в области инклюзивного образования. Рассмотрены некоторые проблемные вопросы подготовки педагогов для работы в условиях инклюзивного образования. Такими проблемами являются недостаточное количество специальностей подготовки педагогов в вузах, отсутствие профилей теоретической и практической подготовки педагогов специального и инклюзивного образования к будущей профессиональной деятельности. Указаны направления совершенствования программ подготовки педагогов для инклюзивного и специального образования в Китае .
Ключевые слова:
инклюзивное образование; специальное образование; школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); подготовка педагогов для инклюзивного образования; подготовка педагогов для специального образования
Российская система профессиональной подготовки педагогов на современном этапе перестала в полной мере удовлетворять запросы государства и общества, связанные с изменением формата и форм взаимодействия учеников с педагогами, глобальной цифровизацией и расширением открытости образовательного пространства. Система педагогического образования в Российской Федерации является многоступенчатой и построена на основе учета традиционных принципов и подходов к данному процессу. Однако, на современном этапе наблюдается цифровая трансформация общества, а также усиливается тенденция к поддержанию региональных особенностей и учёту местных кадровых потребностей, что предполагает создание обновленной региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды. В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ формирования и развития такой системы на базе инновационных методологических подходов и принципов проектирования содержания образования педагогов в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Выявлены и обоснованы теоретические аспекты сетевого взаимодействия и взаимовлияния субъектов региональной системы непрерывного педагогического образования с учетом специфики использования цифровых технологий и ресурсов и особенностей развития регионов.
Ключевые слова:
региональная система педагогического образования; цифровая образовательная среда; теоретические подходы и принципы; непрерывная подготовка педагогов
Организация деятельности многопрофильной школы рассматривается как частная научная задача общей проблемы поиска решений социального согласия интересов общества и государства в системе российского образования. Рассмотрена неструктурированная потребность российских семей в школе, как государственной организации, помогающей семьям вырастить здоровых, умных и счастливых детей. Проведено преобразование и декомпозиция этих потребностей российских семей через нормативно-правовую деятельность многопрофильной школы. Поиск решения согласованного взаимодействия семей и многопрофильной школы в интересах повышения качества жизни в нашей стране осуществлен в условиях трех современных и существенных факторов в образовании: роста объема научной информации; многообразия современных технологий и роста градиента скорости развития детей. Базовым решением такого согласованного взаимодействия определен учитель многопрофильной школы, обладающий полнотой научной, технологической и функциональной компетентностью в профессиональной деятельности. Обоснована двухэтапная подготовка учителя с требуемыми компетентностями в классических университетах через профильный бакалавриат и педагогическую магистратуру.
В статье анализируется воздействие цифровой детерминации на личность и общество. Автор ставит проблему: могут ли цифровые технологии стать осознанными? Основная цель статьи направлена на анализ цифровой детерминации в контексте перспектив её осмысленности. В статье показаны деформации, обусловленные цифровой детерминацией, предложена классификация субъектов с учетом степени вовлеченности в компьютерные интеракции. Выявлена специфика инструментальнотехнологической рациональности. Методологическая стратегия основывается на методе интерпретации и компаративном анализе, эффективными являются принципы объективности и социокультурной детерминации, а также деятельностный и субъектно-ориентированный подходы. Особое значение приобретает процедура концептуализации полученных обобщений. Автор привлекает к исследованию современную англоязычную литературу. К основным выводам относятся обоснование необходимости полной перестройки отношений с информационными технологиями с целью подчинения их человеческой рефлексии и осознанности. .
В данной статье рассматриваются возможности использования феномено-ориентированного обучения в учреждениях среднего профессионального образования, влияние обучения, основанного на феноменах, на интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также важность феномено-ориентированного подхода для развития личности студентов. Автор подготовила краткий обзор существующего опыта внедрения феномено-ориентированного обучения в образовании, в том числе провела сравнение с широко применявшимся в 20-х гг. прошлого столетия в СССР комплексным подходом в образовании. Выявлены отличия комплексного подхода и феномено-ориентированного обучения, а также проведен эксперимент по внедрению элементов феноменоориентированного обучения в процесс изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для учащихся колледжа. Результаты исследования показали, что внедрение феномено-ориентированного обучения в образовательный процесс содействует развитию гармоничной личности учащегося, развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, повышает мотивацию студентов к учебе .
Ключевые слова:
феномено-ориентированное обучение; феномен; среднее профессиональное образование; интеграция общеобразова- тельной и профессиональной подготовки; развитие личности; комплексный подход; навыки XXI в.
В статье представлен компаративный анализ развития edutainment-центров (городков профессий, парков науки, музеев-интеракториумов) в городах мира. Edutainment-центры, по сути не являясь педагогическими центрами, реализуют гуманитарные практики развития детей, ориентируясь на развитие социальных компетенций (soft-skills), компетенций самоопределения (self-skills), компетенций XXI в. (future-skills). В исследованиях образования с научно-педагогической точки зрения образовательный потенциал edutainment-центров не был изучен. Однако их значение в развитии человеческого потенциала достаточно велико. По показателю «инновационная образовательная инфраструктура» (включающая edutainment-центры) рассчитывается индекс инновационных городов мира и индекс развития человеческого потенциала. Феномен edutainment-центров и их образовательного потенциала составляет важный элемент социальной и образовательной политики стран мира.
Ключевые слова:
edutainment-центры; образовательный потенциал городков профессий, парков науки, музеев-интеракториумов; развитие человеческого потенциала; компетенции XXI в
Статья посвящена проблемам современного высшего образования, нынешним вызовам со стороны цифровой революции ведущим университетским практикам, её влиянию на развитие общества и образования в целом. Автор обращает внимание на три сценария развития будущего, предложенных израильским исследователем Ю. Харрари (консервативный, радикальный и суперрадикальный). В статье представлен опыт деятельности нового альтернативного университета США, который не имеет аналогов в мире, полностью построен на основе цифровых технологий и ведет учебный процесс только в онлайн формате. Университет позиционируется как один из ответов вызовам образованию цифровой революцией. В статье анализируются основные особенности цифрового университета-стартапа «Minerva», выявляются причины его возникновения, специфика развития и функционирования, определяются как его позитивные качества, так и некоторые проблемные зоны, представляются логика образовательного процесса и образовательная технология, которую основатели университета «Minerva» трактуют как собственное образовательное Knowhow. Высказывается предположение о множественности вариантов будущих цифровых университетов.
Цель статьи – рассмотреть учебную экскурсию как одну из форм образовательного процесса в деятельностно-образовательном аспекте на примере геологической экскурсии при изучении обнажений горных пород карьера «Борок» г. Новосибирска в качестве геологического объекта, представляющего интерес для учебных экскурсий и учебно-практических работ. Для написания статьи использовались методы сравнительного анализа, обобщения, полевых геологических наблюдений, отбора образцов, зарисовок разрезов, описания обнажений, включая работу с горным компасом и методику ведения учебного геолого-географического и геоэкологического маршрута, составление картосхемы территории, лабораторные исследования пород. Безусловным преимуществом карьера «Борок» служит его местоположение, а также оптимальные условия для тщательного осмотра и описания обнажений горных пород. Познавательный интерес во время экскурсий представляют отвалы разнообразных интрузивных магматических, дайковых пород и пегматитов, гидротермальных жил с рудными минералами. Карьер «Борок» сотрудничает со школами, колледжами, вузами Новосибирска и является площадкой как для учебных экскурсий на производство и местом прохождения учебных практик, так и местом проведения образовательных олимпиад по геологии и геоэкологии. В статье продемонстрированы возможности организации и проведения геологических экскурсий в целях изучения геологического строения территории, закрепления теоретических геологических и геоэкологических знаний, приобретения навыков учебно-практических работ и анализа полученных результатов
Ключевые слова:
учебные экскурсии по геологии; образовательный процесс; учебно-практические работы на местности; искусственные обнажения горных пород; описание разрезов горных пород; карьер «Борок»; г. Новосибирск
Статья посвящена проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Повышение уровня эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузах способствует наиболее полной личностно-социальной и профессиональной самореализации студентов. В статье определены и научно обоснованы критерии эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузе, показана динамика повышения уровня эффективности учебно-познавательной деятельности студентов. Уровень эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузе в обязательном порядке предполагает предварительное изучение реальных духовно-интеллектуальных возможностей студентов и выявление параметров зоны их ближайшего развития. Создание наиболее эффективных условий для непрерывности личностно-социальной самореализации студентов, повышение уровня их профессиональной подготовки и востребованности со стороны государства призваны формировать качества студенческой молодежи как конструктивно-созидательный общественный фактор, требующий от высшей школы серьезной консолидации учебно-образовательных возможностей с целью динамического повышения уровня эффективности учебно-воспитательного процесса.
В статье рассматриваются проблемы научно-методического сопровождения Концепции развития географического образования в РФ и пути их решения в современных условиях. Показывается, что как организационные, так и содержательные вопросы тесно связаны с положением предмета «география» в Стандартах и учебных планах школ. Особое место отводится системе дополнительного профессионального обучения, подготовке и переподготовке учителя в условиях цифровизации и дистанционного обучения.
Способность к пониманию текста играет ведущую роль среди базовых учебных компетенций обучающихся. В работе представлено описание технологии диагностики способностей к пониманию математических текстов у абитуриентов. Обсуждаемая технология построена в соответствии с нормами онтологической диагностики, что делает результат диагностики однозначно трактуемым, т. е. инструментарий, используемый в этой диагностике, отвечает требованию валидности. В основу онтологической диагностики положен метод «диалектической дедукции» (метод Гегеля), предусматривающий выбор исходного предиката для его последовательной морфологизации конкретным содержанием. Проводится уточнение понятия онтологической диагностики как методологической основы для построения концептуально-технологической схемы диагностики способностей к пониманию математических текстов. Обсуждается построение системы постулатов, обеспечивающих формирование концептуально-технологической схемы рассматриваемой диагностики. На основе проведенного исследования получен перечень способностей, обеспечивающих адекватное понимание респондентами математических текстов. Предлагаемая диагностика позволяет выявить наличие или отсутствие вполне определенных способностей к пониманию математических текстов из этого перечня: способности к выбору базового предиката, соответствующего предложенному субъекту мысли; способности к построению сложных предикатов методом дополнения и методом уточнения на основании выбранных базовых предикатов; способности к построению содержания предиката; способности к прочтению содержания предиката и способности к соотнесению содержания предиката с субъектом мысли на предмет их тождественности. Приводится краткое описание концептуально-технологической схемы обсуждаемой диагностики, а также рассматривается конкретный пример применения построенной технологии в процессе диагностики способностей к пониманию математических текстов выпускниками школ
Статья посвящена проблеме обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в условиях цифровой среды. В рамках проблематизации феномена конкурентоспособности, применительно к системе образования, дается обзор различных рейтинговых шкал, позволяющих оценить различные аспекты конкурентоспособности и качества российского образования. По совокупности критериев Россия демонстрирует неплохие показатели в части общей результативности образования, внутреннего единства, эффективности использования ресурсов; в то же время, очень низкие результаты связаны с показателями экономической эффективности образования, развития научно-образовательных сетей и кооперации, практической направленности образования. В этих условиях цифровая трансформация является одним из важнейших факторов системного решения всех перечисленных проблем, чья значимость особенно возрастает в связи с пандемией. Основным результатом статьи являются аннотации шести крупных проектов модернизации и повышения конкурентоспособности российской системы профессионального образования в контексте цифровой трансформации образовательной среды.