В статье представлена модель организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития. В основе разработанной модели лежит проект авторской школы, образовательная деятельность которой направлена на достижение как национальных, так и мировых требований к результатам общего образования, обеспечивающая реализацию системно-деятельностного и компетентностного подхода. Особенностью модели является интеграция принципов, целевых ориентиров и базовых понятий концепции устойчивого развития в содержание образования начальной школы, осваиваемое в процессе поэтапного осуществления обучающимися проектной деятельности социальной направленности, что является основой формирования целостного мировоззрения, востребованных в мировом сообществе компетенций, что обеспечивает высокие шансы на успешную образовательную и профессиональную деятельность. Научная новизна работы заключается в разработке нормативной структурно-функциональной модели организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития.
Ключевые слова:
развитие личности; образовательный процесс; начальная школа; проектная деятельность; социальный проект
В статье раскрывается метафора «печать автора» применительно к содержанию и логике предъявления научного результата современным педагогом-исследователем. Заявленная метафора представлена как логико-содержательное соединение трёх компонентов: а) «зона контакта» читателя с авторским текстом, включающая формальное отображение показателей читаемости авторских произведений («автор глазами базы РИНЦ») и раскрытое в статье «приглашение читателя к диалогу»; 6) клише «образ автора в сознании читателя», конкретизированное тезисом «авторский след»; в) клише «автор своими глазами», предполагающее результаты погружения автором себя в рефлексивное поле. Выделенная триада метафор обоснована коррелированностью с «движением» педагога-исследователя от научного замысла к его текстовому отображению, включающему: а) определение читательской аудитории, которой предназначается текст; 6) конструирование исследовательского текста; в) осмысление (рефлексию) читательских откликов в различных научных изданиях и в процессе конференционного диалога и личного общения; г) формирование в сознании автора образа «себя-исследователя». Представлены точечные результаты оформления научного образа автора-исследователя в области образования на основе базы РИНЦ. .
Ключевые слова:
научная метафора; приглашение читателя к диалогу; образ автора в сознании читателя; образ автора в собственном сознании
Целью работы является анализ проблемы медицинского контроля студентов в Российской Федерации, в частности не регулярность и не своевременность медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Для этого проводился сбор и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей календарь и порядок проведения медицинского осмотра студентов основной, специальной и подготовительной медицинской группы, его обязательность для студентов-спортсменов и студентов всех медицинских групп, а также опрос студентов об их отношении к медицинскому контролю и о реальных проблемах, с которыми столкнулись студенты в вопросах медицинского обследования. В статье раскрыта проблема здоровьесбережения студентов посредством выявления несоответствий в межведомственном законодательстве Российской Федерации. Предлагается возможное решение проблем медицинского обследования студентов для занятий физкультурноспортивной деятельностью.
Ключевые слова:
здоровьесбережение; медицинский контроль; студенты; физическая культура; спорт; медицинский допуск; группы здоровья
Исследование представляет собой обзор технических решений отечественного программного обеспечения для использования преподавателями дисциплин гуманитарного профиля. Автор обосновывает предположения по стратегии развития отечественных инструментов сети Интернет для организации дистанционного и смешанного обучения на основе исследований, опросов и документов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования подтверждается интересом педагогического сообщества к доступным современным отечественным решениям, которые смогут стать полноценными альтернативами западным программам в условиях санкций. В работе проанализировано содержание евразийского и российского реестров программного обеспечения для выявления количества отечественных решений в области лингвистики и педагогики. Выявлены наиболее популярные системы видеоконференцсвязи и управления обучением среди отечественных разработок, которые смогут в ближайшем будущем заменить западные решения на отечественном ИТ-рынке. В работе дается подробное описание функциональных возможностей следующих отечественных разработок: «Яндекс.Телемост», «Звонки Вконтакте», «Звонки Mail.ru» и других ресурсов. В то же время в работе отражены мнения пользователей указанных систем: учителей школ, преподавателей вузов, студентов и школьников. Отмечаются достоинства и недостатки существующих программ. В качестве результатов исследования приведен сравнительный анализ технических решений. Данный анализ позволит в будущем определить перспективы модернизации отечественных решений с целью их улучшения и большей востребованности среди образовательных организаций на территории Российской Федерации.
В статье представлена модель частных вспомогательных занятий, способствующих формированию субъектной позиции обучающихся с особым образовательным запросом. Модель представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов: концептуально-целевого, содержательно-технологического, оценочно-результативного. Концептуально-целевой компонент модели включает ключевую идею, цель, задачи, подходы и принципы частных вспомогательных занятий, обеспечивающих формирование субъектной позиции обучающихся. Содержательно-технологический компонент представлен функциями частных вспомогательных занятий и методикой их проведения. Оценочно-результативный компонент включает непосредственные результаты критерии и показатели сформированности субъектной позиции обучающихся, и опосредованные личностные, метапредметные, предметные, коррекционные.
Ключевые слова:
частные вспомогательные занятия; обучение детей-инвалидов; субъектная позиция обучающихся; репетиторство
В статье анализируется применение цифровых технологий в обучении РКИ иностранных студентов. Определяется и раскрывается содержание понятия цифровой компетентности. Выносится предположение, что формирование цифровой компетентности у иностранных студентов может стать фактором оптимизации процесса обучения русскому языку. В основу анализа положено рассмотрение основных способов оптимизации обучения РКИ, включающие в себя применение современных технологий с учетом личностной вовлеченности студентов в процесс обучения. В качестве основной модели определения эффективности применения тех или иных технологий применяется модель SAMR.
Ключевые слова:
цифровая компетентность; обучение иностранных студентов; русский как иностранный; оптимизация обучения
В статье рассматриваются проблемы и закономерности развития эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования - концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формирования эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированности и оценки. Прослеживается взаимозависимость эмоционального и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников.
Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются методы развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект; социальный интеллект; успешность личности; учебная успешность; социальная успешность; общеобразовательная школа; методы развития эмоционального интеллекта
Сегодня много говорят и пишут о реформировании национального образования. В большинстве случаев тематика публикаций касается достижения нового качества образования переходу Российской Федерации в топ 10 стран по этому показателю. Основным механизмом такого «квантового скачка» специалисты называют формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. В предлагаемой статье авторы размышляют о реальности выполнения такой амбициозной задачи и резонансных эффектах, сопровождающих это явление. Самое значимое из них «перезагрузка» профессионального мышления и поведения педагога. При этом не близость к мегаполису, не количество обучающихся определяют результативность образовательного процесса. На достижение нового качества образования в первую очередь влияет инновационный потенциал педагога, включающий его внутреннюю готовность к «перезагрузке», цифровой инструментарий и педагогические условия реализации основной образовательной программы. Это, по сути дела, и есть те знаменитые «Три Т» требования Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе. В данной статье авторы делают попытку дать ответы на следующие вопросы: в чем же испытывают основные профессиональные дефициты работники образования на современном переходном этапе «перезагрузки»? Какие качества им сейчас особенно важны и необходимы?
Ключевые слова:
метаморфозы профессионального мышления и поведения педагогов; перезагрузка профессионального сознания; профессиональные дефициты; стратегия методического поиска
В статье обсуждаются основные аспекты изменений в педагогической практике при подготовке студентов. Освещаются особенности формирования у учащихся интереса к знаниям в условиях современных глобальных вызовов. Учитывая недавние проблемы, такие как быстрое развитие технологий, пандемию коронавируса и многие другие, важно обеспечить образовательные учреждения подходами, которые могут поддерживать более интенсивную образовательную динамику. Следует отметить, что современные студенты, обучающиеся по традиционным технологиям обучения, быстро теряют интерес к учебному процессу. Классические методы фасилитации курса с недостатками взаимодействия, отсутствие автономии обучающихся — всё это неблагоприятные факторы. Рассмотрение конкретных учебных ситуаций может развивать индивидуальные интересы учащихся, когда они стабилизируются со временем. Однако образовательная среда опирается на индивидуальное желание студентов развивать усвоение знаний. Для повышения заинтересованности студентов в образовательном процессе необходимы различные инновационные формы и методы. Некоторые из этих методов относительно редко используются на практике. Преподаватели должны применять правильные методы в соответствии с потребностями и интересами каждого студента, чтобы вызвать и поддерживать интерес, чтобы добиться лучшего вовлечения обучающихся в выполнение заданий. В статье сделан вывод о том, что инновационные технологии, основанные на передовом педагогическом опыте, послужат ценным примером для их дальнейшего осознанного применения студентами в собственной педагогической деятельности.
Каковы виды и возможности дизайна образовательного процесса? Как и посредством каких механизмов модные тенденции оказывают влияние на образование и его дизайн? В каком контексте это должно или не должно интересовать педагогическую науку? Вот основные вопросы, поиску ответа на которые посвящена настоящая статья. Под влиянием модных тенденций ряд изменений имеет сиюминутный характер. При этом, являясь фактом педагогической действительности, данные изменения не должны выпадать из поля зрения педагогической науки, а вопрос о механизмах появления сиюминутного и преходящего не может не интересовать её по существу. В настоящей статье понятие моды не редуцируется исключительно до бытовой интерпретации, которую обыденное сознание главным образом относит к внешнему виду человека. Мода рассматривается как форма массового поведения, на которое оказывают влияние и настроения, существующие в обществе, и увлечения, и вкусы людей. Первоначально дизайн связывался напрямую с созданием внешнего облика вещей, предметной среды в целом. В последствии понятие дизайна стало применяться и в отношении к образовательному процессу, не только с точки зрения внешних атрибутов, но и с точки зрения его внутренней организации. Классический дизайн образовательного процесса предполагает проектирование, опирающееся на основные положения педагогической теории, системный и деятельностный подходы. Неклассический дизайн, создавая новую организацию образовательного процесса может опираться и на иные основания, далеко не всегда связанные с наукой. В статье рассматриваются возможности образовательного дизайна. Они простираются от создания индивидуальных до групповых форм, от неосознанных до осознанных способов участия в образовательном процессе, они учитывают самостоятельность действий образующегося или обусловленность его действий извне. Среди механизмов, обеспечивающих влияние модных тенденций на образовательный процесс и его дизайн, отмечаются такие, как взаимодействие образования и бизнеса, привлечение общественности к решению управленческих вопросов в образовании и др.
Ключевые слова:
модные тенденции; дизайн; виды дизайна; дизайн образовательного процесса; возможности образовательного дизайна
Статья посвящена видеохостингу как инновационному средству обучения, выявлению причин его возникновения (социокультурных и технологических), дано рабочее определение данному явлению, установлены основные онтологические характеристики этого цифрового ресурса, определены базовые социокультурные и образовательные функции видеохостингов, предложена их классификация, приведены примеры использования в практике преподавания русского языка как иностранного. Представлены характеристики основных мировых, российских и китайских видеохостингов.
Ключевые слова:
образование; цифровизация; видеохостинг; типы видеохостингов; основные характеристики видеохостинга; социокультурные и образовательные функции видеохостинга
Рассматривая вопрос сотрудничества двух стран с исторической точки зрения, можно сказать, что российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования уже имеет хорошую базу, масштаб, структуру и систему. В связи с новой сложившейся ситуацией в мире, сотрудничество между вузами двух стран должно стать ещё теснее. Несмотря на то, что существует ряд проблем, таких, как слабость профессиональных студенческих союзов, необходимо создание механизмов совместной подготовки кадров и углубления сферы сотрудничества. Однако, с точки зрения развития дальнейших тенденций, высшие учебные заведения Китая и России в будущем планируют перейти к онлайн- и офлайн-обучению, начать интеграционное использование методик преподавания и научных исследований. В конечном итоге планируется создание настоящих отношений сотрудничества в сфере высшего образования, а также в культурной среде между двумя странами для того, чтобы внести вклад в модернизацию системы обучения двух стран и в их управленческие возможности стран и в их управленческие возможности.
Ключевые слова:
сотрудничество в области высшего образования Китая и России; существующие вопросы; тенденции развития
Статья посвящена осмыслению образовательной экосистемы как новому тренду в развитии современного мирового образования. Образовательная экосистема — частный случай экосистем, которые характеризуют организационные структуры современного бизнеса эпохи глобализации, построенных на принципах интеграции и кооперации. Первыми исследователями образовательных экосистем они трактуются как один из инструментов трансформации традиционной образовательной парадигмы и модели образования, соответствующие устойчивости SPOD-мира, эволюционным путем в новые парадигмы и модели образования, востребованных неустойчивостью VUCA-мира. В статье образовательная экосистема рассматривается как теоретическое понятие и реальная практика. Дается рабочее определение образовательной экосистемы, устанавливаются её корни, восходящие к естествознанию, позднее менеджменту, определяется социальная природа образовательных экосистем, основанная на социальных потребностях современного общества, дается краткая характеристика основных наиболее универсальных качеств, опираясь на существующие исследования выделяются их социокультурные функции. Кроме этого, рассматриваются универсальные архетипы социокультурных функций образовательных экосистем («Ткачество», «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель», «Разработчикпроектировщик или архитектор»), выделенные предыдущими исследователями. Данные архетипы социокультурных функций впервые рассматриваются в зеркале концепции И. Азидеса о «4-х витаминах успешного менеджмента». Наряду с этим в статье приводятся примеры российских опытов реализации образовательных экосистем, которые в основном возникают на базе творческих индустрий столичных центров или крупных городов
Ключевые слова:
образование; образовательная парадигма; модель образования; хаб; экосистема; образовательная экосистема; функции; организационная структура
Статья посвящена категории «навык» в речевой деятельности. Автор уточняет трактовку данной категории, исходя из опыта работы с военнослужащими, обучающимися на курсах иностранного языка Военного университета Министерства обороны по совершенствованию речевой коммуникации на английском языке. Категория «навык» анализируется в комплексе с категориями «знания» и «умения» в речевой деятельности. Указывается роль «готовности» взрослых обучающихся к коммуникации на иностранном языке, трансформация «умений», обогащенных тренингом (практикой), и формирование «компетенций» в этой области деятельности. Работа с таким контингентом обучающихся достаточно сложна ввиду определенного социального статуса и возрастного состава групп. Исходя из факта обогащения умений (изначально понимаемых как «способности» обучаемого к указанному виду деятельности) практикой или «тренировкой», т. е. специальными упражнениями, вырабатывающими автоматизм действия, которое мы и называем «навыком» и при наличии состояния «готовности» обучаемого к речевой деятельности на иностранном языке обучающийся становится «компетентным» в этой области. В «знаниевой» парадигме обучения происходит продолжение линейки ЗУН трансформированными «умениями» и «компетентностью». Коммуникация на иностранном языке достигает своей цели, обучение можно считать успешным, эффективным. Эффективность усиливается благодаря технологии «погружения» в изучаемый материал. «Погружения» в работе высшей школы отличаются от погружений в средней школе. В своей работе с военнослужащими преподаватели Военного университета руководствуются специальной комплексной учебно-педагогической программой, созданной исходя из конкретных потребностей и особенностей учебных групп военнослужащих и используют учебники, созданные преподавателями Военного университета Минобороны РФ.
Ключевые слова:
навык; обучающиеся; обучение; совершенствование навыка; речевая деятельность
В статье рассказывается о педагогическом опыте автора в работе с обучающимися образовательной программы 7М 01101 «Педагогика и психология» Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан. Обсуждается программа авторского курса «Педагогический дизайн в высшем образовании». Данный курс был внедрен в связи с переходом на онлайн обучение в образовательную программу по специальности 7М 01101 «Педагогика и психология» КазНПУ им. Абая. В статье раскрывается опыт организации онлайн обучения с использованием всех возможностей онлайн платформ Zoom (сессионные залы), Google, Microsoft Teams. Автор делится опытом реализации некоторых инновационных методов, таких как проектный метод, мозговой штурм, ромашка Блума, синквейн, ДДЗ, бортовой журнал, метод пяти шляп, ПОПС формула, Фишбоун и Case-study. В таблице приводится расчет часов занятий и баллы самостоятельных работ, где обучающиеся могут ознакомиться с силлабусом данного курса, размещенным в информационной системе автоматизации учебного процесса «Univer 2.0». Раскрыты аспекты использования в педагогическом процессе вуза цифровых платформ, ресурсов: онлайн доски Padlet, Jamboard, интеллект карты в онлайнсервисе mindmeister.com, инструментов оценивания результатов Google.forms, сервиса для создания упражнений или заданий Learning.apps. По окончании обучения была проведена анкета оценки эффективности курса «Педагогический дизайн в высшем образовании», обсуждаются результатыответы обучающихся.
Ключевые слова:
педагогический дизайн; высшее учебное заведение; цифровые ресурсы; обучающиеся; инновационные методы