В статье показана актуальность подготовки специалистов в рамках системы педагогического образования для развития технологического суверенитета нашей страны. В статье поднимается тема междисциплинарности в обучении школьников, которая занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Значимость междисциплинарного обучения обусловлена помощью школьникам в развитии их когнитивных способностей, формировании навыков, необходимых для выполнения задач различного уровня сложностей. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Обозначается ряд «профессиональных навыков», которыми должен обладать инженер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Среди них особое место занимают межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Автор актуализирует задачи, в решении которых важна роль образования — формирование патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета) и обеспечения технологического суверенитета. Формулируя задачи автор статьи определяет актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны. К ним он относит: недостаточное количество учителей, способных практико-ориентированно преподавать физику; отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования; отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой; минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии и другие. .
В статье анализируются на основе описания государственной системы подготовки кадров для системы образования в исторической ретроспективе основные тенденции подготовки педагогов в современных социальных условиях. Опираясь на цели и задачи вновь принятой Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, автор проводит сущностный анализ ключевых предпосылок к организации эффективного выстраивания данной системы и приоритетных направлений взаимодействия участников процесса подготовки педагогов. Также в статье рассматриваются важные предикторы личностного развития будущего учителя, формирования его внутренней позиции личности, основных профессиональных компетенций в ходе обучения в вузе и затрагиваются проблемы формирования личностных результатов высшего образования. В качестве основных тенденций обеспечения современных подходов к организации системы подготовки педагогов предлагаются обеспечение единых подходов к психолого-педагогической, методической и предметной составляющим обучения; разработка требований к базовой части содержания образования, условиям и результатам его реализации; обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования личности; совершенствование системы оценки качества подготовки учителей; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически успешных обучающихся; включение системы подготовки учителей в решение вопросов цифровой трансформации экономики и другие. В статье анализируется возможность изменения вариантов образовательных траекторий подготовки педагогов. .
Ключевые слова:
профессиональное развитие; подготовка педагогов; концепция подготовки педагогических кадров; внутренняя позиция личности; педагогические компетенции; посредническая функция педагога; оценка качества подготовки педагога
В статье определяются роль, место и значение игровых практик в образовании. Дается анализ трансформации образовательного пространства в связи с развитием игрового пространства на основе цифровизации всех сфер жизнедеятельности современного человека. Оценивая масштабы геймификации в современном мире, авторы обращают внимание на влияние этого явления на условия и факторы формирования образовательного пространства. В статье рассматриваются основания, причины геймификации и охват населения компьютерными играми. Показаны в кратком виде задачи и проблемы применения геймификации как метода в процессе обучения, а также раскрыты риски геймификации, пагубные следствия игромании. Авторы ставят своей задачей — в силу широкого распространения геймификации, игровых практик, игромании и незначительного числа научных публикаций по данной проблеме — привлечь внимание к исследованиям всех аспектов геймификации, специфике и масштабам влияния на образовательное пространство.
В статье представлено исследование особенностей современного образования в контексте проблем Метавселенной. Рассматривается содержание понятия Метавселенной и проводятся аналогии с концептом «Веб 2.0» и теорией отчуждения результатов интеллектуальной деятельности . Перенос образовательного процесса в виртуальное пространство Метавселенной рассматривается авторами как важный и серьезный шаг цифровизации образования. Но полный перенос системы образования в виртуальное пространство оказывается просто невозможным. Метавселенная меняет образ и возможности социального и образовательного пространства. Ранее отдельные подпространства социума были взаимосвязаны между собой, но внешне существовали самостоятельно. Современный интернет, а затем концепция Метавселенной меняют положение дел. В Метавселенной пользователь попадает в многообразный поток информации, где мягкая сила образования может оказаться вплетена в такие фрагменты социального пространства, как политика, идеология и т.д. Метавселенная, с одной стороны, задает условия непрерывного образования, с другой — она делает очевидным необходимость развития навыков критического мышления, умения выстраивать коммуникацию, основанную на понимании законов логики и рациональной аргументации, с обязательным учётом правовых и этических аспектов развития образования. Метавселенная стремится к тому, чтобы включить в свое собственное пространство все подвиды единого социального пространства и представить их в цифровом виртуальном пространстве. По замыслу авторов этого пространства, в нем должны присутствовать и образование, и здравоохранение, и наука, и культура, и развлечения, и многое другое. Понятие «Метавселенная» представляет совокупный математический, технический и гуманитарный уровни знания, поэтому исследование этой вселенной носит междисциплинарный характер.
Статья освещает исследование возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в воспитательной системе высшей школы в контексте целостного образовательного процесса. Внимание исследователей в настоящее время привлекают новые варианты информационных технологий для повышения эффективности обучения. Однако требования к результатам высшего профессионального образования включают в себя формирование и развитие личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, реализации творческих инициатив. В соответствии с особенностями жизни и общения современных студентов, широкого владения ими информационно-коммуникативных технологиями, воспитательная система и целостная образовательная среда вуза также включает в себя значительный спектр их использования. Согласно наблюдениям и опросам, приведенным в статье, это благоприятно сказывается на установлении воспитательных контактов педагогического коллектива и студенчества, способствует повышению эффективности, как процесса обучения, так и процесса воспитания. Вместе с тем, постоянное обновление информационно-коммуникативных технологий требует их освоения и изучения как педагогического средства, весьма значительного по силе воздействия на личность.
Ключевые слова:
высшая школа; воспитательный процесс; информационно-коммуникативные технологии
В условиях нарастания угроз России как независимому государству должны быть пересмотрены цели и содержание обучения всех ступеней образовательной системы. Учебник рассматривается как системообразующий фактор образовательных процессов. В связи с этим возникает необходимость экспертизы современных учебников, в первую очередь, для начальной и средней школы. В статье предпринята попытка сравнения методической направленности учебников русского языка для второго класса 1953 и 2017 гг. издания. Показаны возможности этих учебников в формировании грамматических умений и навыков на примере анализа содержания и методических приемов параграфов, посвященных разделительному мягкому знаку.
В статье представлена модель организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития. В основе разработанной модели лежит проект авторской школы, образовательная деятельность которой направлена на достижение как национальных, так и мировых требований к результатам общего образования, обеспечивающая реализацию системно-деятельностного и компетентностного подхода. Особенностью модели является интеграция принципов, целевых ориентиров и базовых понятий концепции устойчивого развития в содержание образования начальной школы, осваиваемое в процессе поэтапного осуществления обучающимися проектной деятельности социальной направленности, что является основой формирования целостного мировоззрения, востребованных в мировом сообществе компетенций, что обеспечивает высокие шансы на успешную образовательную и профессиональную деятельность. Научная новизна работы заключается в разработке нормативной структурно-функциональной модели организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития.
Ключевые слова:
развитие личности; образовательный процесс; начальная школа; проектная деятельность; социальный проект
В статье раскрывается метафора «печать автора» применительно к содержанию и логике предъявления научного результата современным педагогом-исследователем. Заявленная метафора представлена как логико-содержательное соединение трёх компонентов: а) «зона контакта» читателя с авторским текстом, включающая формальное отображение показателей читаемости авторских произведений («автор глазами базы РИНЦ») и раскрытое в статье «приглашение читателя к диалогу»; 6) клише «образ автора в сознании читателя», конкретизированное тезисом «авторский след»; в) клише «автор своими глазами», предполагающее результаты погружения автором себя в рефлексивное поле. Выделенная триада метафор обоснована коррелированностью с «движением» педагога-исследователя от научного замысла к его текстовому отображению, включающему: а) определение читательской аудитории, которой предназначается текст; 6) конструирование исследовательского текста; в) осмысление (рефлексию) читательских откликов в различных научных изданиях и в процессе конференционного диалога и личного общения; г) формирование в сознании автора образа «себя-исследователя». Представлены точечные результаты оформления научного образа автора-исследователя в области образования на основе базы РИНЦ. .
Ключевые слова:
научная метафора; приглашение читателя к диалогу; образ автора в сознании читателя; образ автора в собственном сознании
Целью работы является анализ проблемы медицинского контроля студентов в Российской Федерации, в частности не регулярность и не своевременность медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Для этого проводился сбор и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей календарь и порядок проведения медицинского осмотра студентов основной, специальной и подготовительной медицинской группы, его обязательность для студентов-спортсменов и студентов всех медицинских групп, а также опрос студентов об их отношении к медицинскому контролю и о реальных проблемах, с которыми столкнулись студенты в вопросах медицинского обследования. В статье раскрыта проблема здоровьесбережения студентов посредством выявления несоответствий в межведомственном законодательстве Российской Федерации. Предлагается возможное решение проблем медицинского обследования студентов для занятий физкультурноспортивной деятельностью.
Ключевые слова:
здоровьесбережение; медицинский контроль; студенты; физическая культура; спорт; медицинский допуск; группы здоровья
Исследование представляет собой обзор технических решений отечественного программного обеспечения для использования преподавателями дисциплин гуманитарного профиля. Автор обосновывает предположения по стратегии развития отечественных инструментов сети Интернет для организации дистанционного и смешанного обучения на основе исследований, опросов и документов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования подтверждается интересом педагогического сообщества к доступным современным отечественным решениям, которые смогут стать полноценными альтернативами западным программам в условиях санкций. В работе проанализировано содержание евразийского и российского реестров программного обеспечения для выявления количества отечественных решений в области лингвистики и педагогики. Выявлены наиболее популярные системы видеоконференцсвязи и управления обучением среди отечественных разработок, которые смогут в ближайшем будущем заменить западные решения на отечественном ИТ-рынке. В работе дается подробное описание функциональных возможностей следующих отечественных разработок: «Яндекс.Телемост», «Звонки Вконтакте», «Звонки Mail.ru» и других ресурсов. В то же время в работе отражены мнения пользователей указанных систем: учителей школ, преподавателей вузов, студентов и школьников. Отмечаются достоинства и недостатки существующих программ. В качестве результатов исследования приведен сравнительный анализ технических решений. Данный анализ позволит в будущем определить перспективы модернизации отечественных решений с целью их улучшения и большей востребованности среди образовательных организаций на территории Российской Федерации.
В статье представлена модель частных вспомогательных занятий, способствующих формированию субъектной позиции обучающихся с особым образовательным запросом. Модель представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов: концептуально-целевого, содержательно-технологического, оценочно-результативного. Концептуально-целевой компонент модели включает ключевую идею, цель, задачи, подходы и принципы частных вспомогательных занятий, обеспечивающих формирование субъектной позиции обучающихся. Содержательно-технологический компонент представлен функциями частных вспомогательных занятий и методикой их проведения. Оценочно-результативный компонент включает непосредственные результаты критерии и показатели сформированности субъектной позиции обучающихся, и опосредованные личностные, метапредметные, предметные, коррекционные.
Ключевые слова:
частные вспомогательные занятия; обучение детей-инвалидов; субъектная позиция обучающихся; репетиторство
В статье анализируется применение цифровых технологий в обучении РКИ иностранных студентов. Определяется и раскрывается содержание понятия цифровой компетентности. Выносится предположение, что формирование цифровой компетентности у иностранных студентов может стать фактором оптимизации процесса обучения русскому языку. В основу анализа положено рассмотрение основных способов оптимизации обучения РКИ, включающие в себя применение современных технологий с учетом личностной вовлеченности студентов в процесс обучения. В качестве основной модели определения эффективности применения тех или иных технологий применяется модель SAMR.
Ключевые слова:
цифровая компетентность; обучение иностранных студентов; русский как иностранный; оптимизация обучения
В статье рассматриваются проблемы и закономерности развития эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования - концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формирования эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированности и оценки. Прослеживается взаимозависимость эмоционального и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников.
Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются методы развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект; социальный интеллект; успешность личности; учебная успешность; социальная успешность; общеобразовательная школа; методы развития эмоционального интеллекта
Сегодня много говорят и пишут о реформировании национального образования. В большинстве случаев тематика публикаций касается достижения нового качества образования переходу Российской Федерации в топ 10 стран по этому показателю. Основным механизмом такого «квантового скачка» специалисты называют формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. В предлагаемой статье авторы размышляют о реальности выполнения такой амбициозной задачи и резонансных эффектах, сопровождающих это явление. Самое значимое из них «перезагрузка» профессионального мышления и поведения педагога. При этом не близость к мегаполису, не количество обучающихся определяют результативность образовательного процесса. На достижение нового качества образования в первую очередь влияет инновационный потенциал педагога, включающий его внутреннюю готовность к «перезагрузке», цифровой инструментарий и педагогические условия реализации основной образовательной программы. Это, по сути дела, и есть те знаменитые «Три Т» требования Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе. В данной статье авторы делают попытку дать ответы на следующие вопросы: в чем же испытывают основные профессиональные дефициты работники образования на современном переходном этапе «перезагрузки»? Какие качества им сейчас особенно важны и необходимы?
Ключевые слова:
метаморфозы профессионального мышления и поведения педагогов; перезагрузка профессионального сознания; профессиональные дефициты; стратегия методического поиска
В статье обсуждаются основные аспекты изменений в педагогической практике при подготовке студентов. Освещаются особенности формирования у учащихся интереса к знаниям в условиях современных глобальных вызовов. Учитывая недавние проблемы, такие как быстрое развитие технологий, пандемию коронавируса и многие другие, важно обеспечить образовательные учреждения подходами, которые могут поддерживать более интенсивную образовательную динамику. Следует отметить, что современные студенты, обучающиеся по традиционным технологиям обучения, быстро теряют интерес к учебному процессу. Классические методы фасилитации курса с недостатками взаимодействия, отсутствие автономии обучающихся — всё это неблагоприятные факторы. Рассмотрение конкретных учебных ситуаций может развивать индивидуальные интересы учащихся, когда они стабилизируются со временем. Однако образовательная среда опирается на индивидуальное желание студентов развивать усвоение знаний. Для повышения заинтересованности студентов в образовательном процессе необходимы различные инновационные формы и методы. Некоторые из этих методов относительно редко используются на практике. Преподаватели должны применять правильные методы в соответствии с потребностями и интересами каждого студента, чтобы вызвать и поддерживать интерес, чтобы добиться лучшего вовлечения обучающихся в выполнение заданий. В статье сделан вывод о том, что инновационные технологии, основанные на передовом педагогическом опыте, послужат ценным примером для их дальнейшего осознанного применения студентами в собственной педагогической деятельности.