ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Дидактика как историческая система знания: современность и перспектива

Дидактика как историческая система знания: современность и перспектива

Поступила: 15.01.2024

Принята к публикации: 19.02.2024

Ключевые слова: дидактика высшего образования; педагогическое образование; дидактические исследования; современность; режимы историчности; сферы образования

DOI: 10.55959/ LPEJ-24-04

Доступно в on-line версии с: 24.04.2024

Для цитирования статьи

Бермус А.Г. Дидактика как историческая система знания: современность и перспектива // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 72-94

Номер 1, 2024

Аннотация

Актуальность. В статье обсуждаются проблемы дидактического познания в актуальных условиях трансформации отечественной системы образования первой четверти XXI в.

Цель. Рассматриваются три круга проблем, в числе которых: место и роль дидактического знания в системе наук об образовании; источники и сущность трансформаций дидактических представлений в современном мире; перспективные направления развития дидактического знания.

Методы. Ведущей логикой исследования является сопоставление парадигмального и традиционного исторического подходов к анализу дидактических явлений, результатом синтеза которых оказываются понятия «современность» как установка и «режимы историчности» знания.

Результаты. В заключении статьи приводятся два типовых «режима историчности», характерные для дидактических исследований и реконструкций, а также система «сфер», каждая из которых включает совокупность проблем, интерпретаций и стратегий развития дидактического знания.

Выводы. Дидактика многомерна и многофункциональна, она объединяет в единое целое три временных плана — прошлое, настоящее и будущее, отвечая актуальным вызовам современной ей реальности.

Литература

Артог, Ф. (2004). Типы исторического мышления: презентизм и формы восприятия времени. Отечественные записки, (5). URL: https://strana-oz.ru/2004/5/tipy-istoricheskogo-myshleniya-prezentizm-i-formyvospriyatiya-vremeni (дата обращения: 20.03.2024).

Бережнова, Е.В., Краевский, В.В. (2007). Парадигма науки и развитие образования. Педагогика, (1), 22–28.

Бессьер, Л., Бессон, Ж., Буало, М. (2019). Доказательство гипотезы Пуанкаре (по работам Г. Перельмана). Математическое просвещение, 3(24), 53–69.

Бондаревская, Е.В. (2007). Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики. Педагогика, (6), 3–11.

Валицкая, А.П. (1997). Философские основания современной парадигмы образования. Педагогика, (3), 15–19.

Васильева, О.Ю. (2022). Есть ли в России новый Ушинский? Интервью президента РАО РИА «Новости» от 08.02.2022. URL: https://ria.ru/20220208/olga_vasileva-1771476669.html (дата обращения: 20.03.2024).

Гайфутдинов, А.М. (2002). Развитие дидактических принципов в истории отечественной педагогики (1945–2000 гг.): дисс. канд. пед. наук. Казань.

Грохольская, О.Г. (2014). Исторический экскурс развития дидактических систем. История и педагогика естествознания, (4), 16–25.

Грохольская, О.Г. (2015). Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс. История и педагогика естествознания, (3), 35–43.

Грохольская, О.Г. (2015). Развитие зарубежных дидактических систем. История и педагогика естествознания, (2), 25–32.

Грохольская, О.Г. (2016). Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс. История и педагогика естествознания, (4), 41–45.

Грохольская, О.Г. (2016). Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс. История и педагогика естествознания, (2), 48–52.

Ибрагимов, Г.И. (2013). Современные проблемы дидактики профессиональной школы. Казанский педагогический журнал, 5(100), 10–26.

Кларин, М.В., Осмоловская, И.М. (2020). Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы. Образование и наука, 22(10), 61–89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-61-89

Корнетов, Г.Б. (2019). Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры. Инновационные проекты и программы в образовании, (3), 36–48.

Корнетов, Г.Б. (2016). Концепты «История педагогики», «Педагогическая история» и «Историческая педагогика» в современной науке. Психолого-педагогический поиск, (2), 10–24.

Корнетов, Г.Б. (1999). Парадигмы базовых моделей образовательного процесса. Педагогика, (3), 43–49.

Корнетов, Г.Б. (2022). Современная педагогическая реальность в контексте единства педагогического прошлого, настоящего и будущего: взгляд историка педагогики. Инновационные проекты и программы в образовании, 6(84), 4–12.

Коршунова, Н.Л. (2006). Понятие парадигмы: в лабиринтах поиска. Педагогика, (8), 11–20.

Костромина, С.Н., Бордовская, Н.В., Искра, Н.Н., Чувгунова, О.А., Гнедых, Д.С., Курмакаева, Д.М. (2015). Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований. Психологический журнал, 36(4), 61–70.

Кошкина, Е.А. (2014). Проблема классификации дидактической терминологии в отечественной педагогике.Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, (1), 133–140.

Кун, Т. (2002). Структура научных революций Пер. с англ.: И.З. Налетов, В.Н. Порус, А.Л. Никифоров, О.А. Балла. Москва: АСТ, 606.

Лаптев, В.В., Писарева, С.А., Тряпицына, А.П. (2019). Интеграция в современном образовании: проблема взаимосвязи дидактики и методики обучения. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, (192), 7–18.

Лелюхин, С.В. (2013). Последствия оптимизации школьной сети в городе и селе. Народное образование, (1), 44–47.

Лызь, Н.А. (2005). Взгляд на парадигмы и изменения в педагогике. Педагогика, (8), 16-26.

Марьин, Е.В. (2021). К вопросу о современном понимании дидактики. Научное обозрение, (4), 2.

Остапенко, А.А. (2005). Моделирование многомерной педагогической реальности: автореф. дисс. докт. пед. наук. Краснодар.

Питерскова, Т.А. (2011). Сущность ключевых понятий немецкой системы непрерывного профессионального образования «Педагогика высшей школы» и «Дидактика высшей школы». Знание. Понимание. Умение, (3), 208–211.

Поляруш, А.А. (2019). Дидактическая система формирования мышления в образовательном процессе на основе диалектического подхода. Образование и право, (9), 237–243.

Сергеев, Н.К., Сериков, В.В. (2012). Природа педагогической деятельности и субъективный мир учителя. Человек и образование, (1). URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Papers/2012-1_p004-008_Sergeyev_Serikov.htm (дата обращения: 20.03.2024).

Сериков, В.В. (2018). Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография. Москва: Ред.-изд. дом Российского нового университета.

Слепенкова, Е.А. (2009). Парадигмальный подход как теоретическая основа исследования отечественного педагогического образования. Вестник СанктПетербургского университета. Социология, 3(2), 93–99.

Тарханова, И.Ю. (2019). Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования. Ярославский педагогический вестник, 2(107), 45–52.

Терещенко, Е.А. (2013). Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации в Республике Южная Осетия. Гуманитарные и юридические исследования, (3), 103–105.

Фальков, В.Н. (2023). Три задачи и пять принципов для будущего. Выступление на Форуме ТГУ «Преобразование образования» 16 ноября 2023. URL: https://io.tsu.ru/k21center/tpost/z2xokrzz21-tri-zadachi-i-pyat-printsipov-dlya-budus (дата обращения: 20.03.2024).

Фуко, М.П. (2012). Что такое Просвещение? Образовательная политика, 3(59), 126–127.

Хуторской, А.В. (2021). Гипотеза о первобытном происхождении дидактики. Высшее образование сегодня, (1), 5–10.

Хэтти, Д.А.С. (2017). Видимое обучение. Синтез результатов более 800 метаисследований, посвященных достижениям школьников. Москва: Национальное образование.

Янутш, О.А. (2015). О понятиях «культура» и «образование» в работе Я.А. Коменского «Великая дидактика». Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (178), 152–157.