Ключевые слова:
математическая тревожность; математическое образование; культурно-исторический подход; общепсихологическая теория деятельности
DOI:
10.55959/ LPEJ-24-02
Доступно в on-line версии с: 24.04.2024
Для цитирования статьи
Веракса А.Н., Зинченко Ю.П., Калимуллин А.М., Костюк Г.П., Рукшин С.Е., Цветкова Л.А., Ященко И.В.
«Математическая тревожность», околонаучные изыски и методологические тупики // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование.
2024.
№ 1.
С. 26-53
Веракса А.Н. (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) (Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований) Зинченко Ю.П. (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) (Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований) Калимуллин А.М. (Казанский (Приволжский) федеральный университет) Костюк Г.П. (Психиатрическая клиническая больница №1 имени Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы) (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) (Российский биотехнологический университет) Рукшин С.Е. (РГПУ имени А.И. Герцена) (Президентский физико-математический лицей № 239) (Санкт-Петербургский городской математический центр для одаренных школьников) Цветкова Л.А. (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Ященко И.В. (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») (Московский центр непрерывного математического образования)
Аннотация
Актуальность. Развитие психологической науки в контексте образовательной практики стимулирует исследователей к поиску научного объяснения явлений, которые часто используются без должного обоснования. Статья посвящена анализу «математической тревожности» в междисциплинарном контексте.
В 2000 году в г. Дубне состоялась Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», организованная по инициативе академиков В.И. Арнольда и В.А. Садовничего, где было убедительно обосновано возрастание роли математики в XXI веке и важность ее результатов и приложений не только для специалистов, но и во всех сферах жизни общества — от теоретической физики и вычислительной техники до гуманитарных дисциплин и искусствоведения. В связи с этим В.А. Садовничий указал на опасность и недопустимость околонаучных изысков и псевдопедагогических спекуляций по поводу значения и трудности математики как предмета преподавания и связанных с этим проблем. Одну из таких лженаучных концепций, так называемую математическую тревожность, мы и рассмотрим в этой статье.
Цель. Целью данной статьи является критическое осмысление, систематизация и анализ данных о математической тревожности.
Методы. Методологическую основу статьи составляют культурно-исторический, а также деятельностный подходы, развиваемые в русле отечественной психологии ведущими школами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и др.
Результаты. В рамках развития идей культурно-исторической психологии и теории деятельности в контексте образования, отечественными психологами подчеркивалась особая важность исследований, ориентированных на практические проблемы, связанные с обучением. Вместе с тем, обращение к «математической тревожности» может отвлечь от реальных проблем в обучении математике и другим предметам. Совместное усилие психологов, педагогов, психиатров, неврологов и других специалистов важно для успешного решения образовательных задач. Разработка вопросов содержания и методов математического образования, психологический анализ тех трудностей, которые испытывают и дети, и педагоги, будет способствовать как развитию психологической науки, так и укреплению ее связей с образовательной практикой.
Бобров, А.Е., Усатенко, Е.В. (2021). Концепция тревожных расстройств: основные тенденции развития. Социальная и клиническая психиатрия, 31(4)
Большой психологический словарь. (2008). Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак.
Веракса, А.Н. (2009). Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики). Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 32(2), 31–44.
Выготский, Л.С. (1935). Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. Сборник статей: Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: ГИЗ.
Выготский, Л.С. (1983). Проблемы развития психики. Москва: Педагогика.
Гальперин, П.Я. (2002). Лекции по психологии. Москва: Книжный дом «Университет»: Высшая школа.
Зейгарник, Б.В. (2023). Патопсихология: учебник для вузов. Москва: Изд-во Юрайт.
Клиническая психиатрия: учебное пособие. (1998). Под ред. Т.Б. Дмитриевой. Москва: ГЭОТАР Медицина.
Лидерс, А.Г., Фролов, Ю.И. (1991). Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и наруше-ния нейропсихического развития. Статистическая классификация. 2-е издание, переработанное и дополненное. (2022). Москва: КДУ, Университетская книга.
Преодолевая пределы роста. (2024). Доклад Римскому клубу: монография. Под ред. В.А. Садовничего. Москва: Изд-во Московского университета.
Рубинштейн, С.Л. (1958). О мышлении и путях его исследования. Москва: Изд-во АН СССР.
Рукшин, С.Е. (2000а). Задачи, как цель и средство обучения. В: «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков»: Сборник материалов Всероссийской конференции (сентябрь, 2000). Москва: Изд-во МЦНМО. С. 231–233.
Рукшин, С.Е. (2000б). Математические соревнования в Ленинграде — Санкт-Петербурге. Первые 50 лет. Ростов-на-Дону: Изд-во МарТ.
Салмина, Н.Г. (2012). Программа формирования начальных математиче-ских понятий и опыт ее реализации в практике обучения. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 35(4), 101–112.
Сиднева, А.Н., Асланова, М.С., Бухаленкова, Д.А. (2022). Особенности развития математических способностей первоклассников, обучающихся по разным образовательным программам. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 45(3), 119–144. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.07
Талызина, Н.Ф. (2018). Деятельностная теория учения. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Хэтти, Дж. (2017). Видимое обучение. Москва: Национальное образование.
Ященко, И.В., Высоцкий, И.Р., Семенов, А.В (2024). Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2023 года по математике, Педагогические измерения, (1), 62–94.
Aiken Jr, L.R., Dreger, R.M. (1961). The effect of attitudes on performance in mathematics. Journal of Educational psychology, 52(1), 19.
Alexander, L., Martray, C.R. (1989). The development of an abbreviated version of the Mathematics Anxiety Rating Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 22(3), 143–150.
Ashcraft, M.H. (2002). Math anxiety: Personal, educational, and cognitive con-sequences. Current Directions in Psychological Science, 11(5), 181–185. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00196
Ashcraft, M.H., Faust, M.W. (1994). Mathematics anxiety and mental arithmetic performance: An exploratory investigation. Cognition and Emotion, 8(2), 97–125.https://doi.org/10.1080/02699939408408931
Bishop, S.J. (2009). Trait anxiety and impoverished prefrontal control of attention. Nature Neuroscience, 12(1), 92–98. https://doi.org/10.1038/nn.2242
Bowen, С.W. (1999). Development and score validation of a Chemistry Laboratory Anxiety Instrument (CLAI) for college chemistry students. Educational and Psychological Measurement, 59(1), 171–185.
Carvalho, M.R.S., Barbosa de Carvalho, A.H., Paiva, G.M., Andrade Jorge, C.C., Dos Santos, F.C., Koltermann, G., de Salles, J.F., Moeller, K., Maia de Oliveira Wood, G., Haase, V.G. (2022). MAOA-LPR polymorphism and math anxiety: A marker of genetic susceptibility to social influences in girls? Annals of the New York Academy of Sciences, 1516(1), 135–150. https://doi.org/10.1111/nyas.14814
Dowker, A., Sarkar, A., Looi, C.Y. (2016). Mathematics Anxiety: What Have We Learned in 60 Years? Frontiers in psychology, 7(508). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00508Fennema, E., Sherman, J.A. (1976).
Fennema-Sherman mathematics attitudes scales; instruments designed to measure attitudes towards the learning of mathematics by females and males. Journal for Research in Mathematics Education, 7(5), 324–326. https://doi.org/10.2307/748467
Fournier, K.A., Couret, J., Ramsay, J.B., Caulkins, J.L. (2017). Using collaborative two‐stage examinations to address test anxiety in a large enrollment gateway course. Anatomical sciences education, 10(5), 409–422. https://doi.org/10.1002/ase.1677
Hembree, R. (1990). The nature, effects, and relief of mathematics anxiety. Journal for Research in Mathematics Education, 21(1), 33–46. https://doi.org/10.2307/749455
Hopko, D.R., Mahadevan, R., Bare, R.L., Hunt, M.K. (2003). The Abbreviated Math Anxiety Scale (AMAS): Construction, validity, and reliability. Assessment, 10(2), 178–182. https://doi.org/10.1177/1073191103010002008
Hunt, T.E., Clark-Carter, D., Sheffield, D. (2011). The development and part validation of a U.K. scale for mathematics anxiety. Journal of Psychoeducational Assessment, 29(5), 455–466. https://doi.org/10.1177/0734282910392892
Júlio-Costa, A., Martins, A.A.S., Wood, G., Almeida, M.P.D., Miranda, M.D., Haase, V.G., Carvalho, M.R.S. (2019). Heterosis in COMT Val158Met polymorphism contributes to sex-differences in children’s math anxiety. Frontiers in Psychology, 10(1013).
Kellogg, J.S., Hopko, D.R., Ashcraft, M.H. (1999). The effects of time pressure on arithmetic performance. Journal of Anxiety Disorders, 13(6), 591–600. https://doi.org/10.1016/S0887-6185(99)00025-0
Luttenberger, S., Wimmer, S., Paechter, M. (2018). Spotlight on math anxiety. Psychology Research and Behavior Management, (11), 311–322. https://doi.org/10.2147/PRBM.S141421
Malanchini, M., Rimfeld, K., Shakeshaft, N.G., Rodic, M., Schofield, K., Selzam, S., Dale, P.S., Petrill, S.A., Kovas, Y. (2017). The genetic and environmental aetiology of spatial, mathematics and general anxiety. Scientific reports, 7(42218). https://doi.org/10.1038/srep42218
Mallow, J.V. (2006). Science anxiety: research and action. Handbook of college science teaching. Arlington: National Science Teachers Association.
Mallow, J., Kastrup, H., Bryant, F.B., Hislop, N., Shefner, R., Udo, M. (2010). Science Anxiety, Science Attitudes, and Gender: Interviews from a Binational Study. Journal of Science Education and Technology, 19(4), 356–369. https://www.learntechlib.org/p/167165/
Maloney, E.A., Ansari, D., Fugelsang, J.A. (2011). The effect of mathematics anxiety on the processing of numerical magnitude. Quarterly journal of experimental psychology, 64(1), 10–16. https://doi.org/10.1080/17470218.2010.533278
Maloney, E.A., Risko, E.F., Ansari, D., Fugelsang, J. (2010). Mathematics anxiety affects counting but not subitizing during visual enumeration. Cognition, 114(2), 293–297. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2009.09.013
Matsuda, S., Gobel, P. (2004). Anxiety and predictors of performance in the foreign language classroom. System, (32), 21–36.
Megreya, A.M., Szucs, D., Moustafa, A.A. (2021). The Abbreviated Science Anxiety Scale: Psychometric properties, gender differences and associations with test anxiety, general anxiety and science achievement. PLoS ONE, 16(2). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0245200
Núñez-Peña, M.I., Suarez-Pellicioni, M., Bono, R. (2013). Effects of math anxiety on student success in higher education. International Journal of Educational Research, (58), 36–42. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.12.004
Plake, B.S., Parker, C.S. (1982). The development and validation of a revised version of the Mathematics Anxiety Rating Scale. Educational and Psychological Measurement, 42(2), 551–557. https://doi.org/10.1177/001316448204200218
Richardson, F.C., Suinn, R.M. (1972). The Mathematics Anxiety Rating Scale. Journal of Counseling Psychology, (9), 551–554. http://dx.doi.org/10.1037/h0033456
Rosas-Rivera, Y., Solovieva, Yu. (2023). A Dynamic Evaluation of the Process of Solving Mathematical Problems, according to N.F. Talyzina’s Method. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 88–103. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0307
Sandman, R.S. (1980). The mathematics attitude inventory: Instrument and user’s manual. Journal for research in Mathematics Education, 11(2), 148–149. https://doi.org/10.5951/jresematheduc.11.2.0148
Veraksa, A.N., Sidneva, A.N., Aslanova, M.S., Plotnikova, V.A. (2022). Effective-ness of Different Teaching Resources for Forming the Concept of Magnitude in Older Preschoolers with Varied Levels of Executive Functions. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 62–82. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0405
Vujnovic, M., Manukhina, O., Reed, G., Theodorakis, P., Fountoulakis, K. (2021). ICD-11 Revision of Mental Disorders: the Global Standard for Health Data, Clinical Documentation, and Statistical Aggregation. Consortium Psychiatricum, 2(2), 3–6. https://doi.org/10.17816/CP74
Wang, Z., Hart, S.A., Kovas, Y., Lukowski, S., Soden, B., Thompson, L.A., Plomin, R., McLoughlin, G., Bartlett, C.W., Lyons, I.M., Petrill, S.A. (2014). Who is afraid of math? Two sources of genetic variance for mathematical anxiety. Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines, 55(9), 1056–1064. https://doi.org/10.1111/jcpp.12224