ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 24.01.2024
Принята к публикации: 25.02.2024
Ключевые слова: российская высшая школа; наука; «Приоритет-2030»; «Передовые инженерные школы»; стратегическое лидерство; математические и естественные науки; Российский союз ректоров; конкурентоспособность образования; консорциум «Вернадский»
DOI: 10.55959/LPEJ-24-01
Доступно в on-line версии с: 24.04.2024
Садовничий В.А. Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 9-25
Актуальность. В современных условиях обостряется необходимость совершенствования образовательной системы России с точки зрения реализации национальных целей и стратегических задач развития страны, создания суверенной национальной системы образования и укрепления единого образовательного пространства страны (включая новые регионы), а также соответствия подготовки обучающихся требованиям современного информационного общества и глобальным тенденциям развития образования, формирования компетенций, востребованных рынком труда как в ближайший период, так и на перспективу. В этой связи важно комплексно оценить проблемы, стоящие перед высшей школой Российской Федерации, и предложить возможные решения со стороны университетской корпорации, направленные на реализацию поставленных целей и задач, как в рамках существующих национальных проектов и программ, так и на среднесрочную перспективу.
Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ проблем образования в разрезе национальных проектов и целей стратегического развития страны
Результаты. В статье обозначены приоритеты и основные задачи работы российской университетской корпорации. Обозначены направления реформирования математического, химического, физического, инженерного образования; выделены важность и значение фундаментальной подготовки в высшей школе; обоснованы возможности по укреплению региональной базы подготовки кадров; предложены рекомендации по построению суверенной национальной системы образования и формированию единого образовательного пространства страны, выделено значение воспитательной работы и патриотического воспитания в вузах. Направления работы университетской корпорации, предложенные в статье, являются по сути программным документом для высшей школы на текущий период и на перспективу.