В статье рассмотрены основные проблемы психического здоровья, возникающие у вьетнамских школьников в период ограничительных мероприятий, связанных с СО\/1О-19. В целях всестороннего рассмотрения проблемы были изучены новые исследовательские материалы вьетнамских ученых и ученых других стран. Представлены факторы, негативно влияющие на психическое состояние школьников во время СО\ТО-19. Проведен анализ проблемы кибер-запугивания в разных странах мира, изучением которой занимаются исследователи из разных областей знания, в том числе и из сферы образования. Сделан аналитический обзор образовательных исследований с целью предложения мероприятий по улучшению и по решению возникающих проблем и их последствий. Материалы статьи являются основой для дальнейшего изучения проблемы психического здоровья школьников во время социального дистанцирования и во время разработки профилактических мероприятий. Таким образом, работа представляет собой обзор образовательных исследований, отражающих актуальные проблемы психического здоровья современных школьников Вьетнама в период дистанционного обучения. .
Целью статьи является обозначение контекстов, отражающих концептуально-технологическое обновление практики организации и содержания подготовки в классах психолого-педагогической направленности. Обозначены причины, обусловливающие необходимость такого обновления, — новые черты современного мира, его вызовы и проблемы. Описаны четыре ценностно-смысловые доминанты нового понимания и предназначения (миссии) педагогического труда, создающие образовательную опору для всех участников образовательных отношений при построении взаимодействия с современным миром и проектировании в этом взаимодействии педагогической траектории профессионального развития. Представлены обоснованные суждения, обогащающие представления о миссии, ценностных приоритетах и новых формах проявления профессиональной деятельности современного педагога. Показаны возможные варианты обозначения образования как пространства возможностей для самореализации личности в педагогической профессии, а также возможности построения индивидуальных профессионально-педагогических карьерных стратегий. Предложен спектр ролевых проявлений субъекта педагогической деятельности в современных практиках образования. Актуализированы новые виды педагогических проб и педагогических действий, обеспечивающие продуктивность педагогического труда в эпоху обновления технологического уклада экономики и культурной трансформации общественной жизни. Определен перечень возможных функционально заданных ролей в педагогической профессии, что обуславливает динамичное развитие человеческого потенциала. Сформулированы базовые положения, раскрывающие ценностно-целевые, содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты изменений в сфере практической работы по профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность. Материалы статьи подготовлены на основе использования следующих методов: теоретический и структурный анализ, метод экспертных оценок, фокус-группа, изучение регионального опыта (опросы в форме интервью и анализ методических материалов).
Ключевые слова:
психолого-педагогические классы; педагогическая профессия; педагогическая деятельность; карьерная стратегия; профессиональная ориентация школьников в сферу педагогического труда
В статье приведены результаты российских и зарубежных исследований (2020—2022 гг., 2017—2019 гг.) академической резильентности и резильентных школ. Применительно к развитию малокомплектных школ РФ сделан вывод о необходимости расширения понятия «резильентная школа» в части выделения региональной специфики (территориального компонента) и синхронизации показателей и критериев отнесения образовательных организаций к малокомплектным, включая определение факторов и критериев резильентных малокомплектных школ (в том числе подходов к развитию резильентных школ в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью). Рассмотрены результаты сравнительных исследований, подходы и кейсы развития резильентности сельских школ, в том числе на примере Китайской Народной Республики, Республики Перу, Республики Никарагуа, Республики Коста Рика.
Актуализированы критерии отнесения образовательных организаций к малокомплектным, утвержденные нормативно-правовыми актами субъектов РФ в 2022 году; приведены примеры разрывов вариативных норм нормативно-правовых актов субъектов РФ (численность обучающихся); рассмотрены результаты кластеризации школ по фактору геодоступности в контексте компонентов резильентности школ и модифицированной структуры резильентности. Выделены некогнитивные аспекты формирования резильентности школьников как значимые компоненты модели академической резильентности малокомплектных школ. .
В статье на основе анализа литературы по вопросам доказательства эффективности педагогических технологий — доказательной педагогики — обсуждается перспективность использования понятия «состояние здоровья обучающихся» в качестве основного компонента оценки успеха работы образовательных организаций, а также результативности используемых педагогических технологий. В эпоху информатизации нашей жизни появляются возможности широких описаний явлений и событий, раскрытия причинно-следственных связей не только в рамках физических процессов, но и в контексте работы социальных институтов, в том числе в таких сложно формализуемых направлениях, как обучение и воспитание. При получении репрезентативных рядов эмпирических данных можно выявить основные факты успехов, связанных с построением новых школ, запуском в эксплуатацию плавательных бассейнов или с введением в школьные программы новых предметов. Однако педагогический процесс остается в значительной степени работой отдельного учителя с конкретным сообществом детей. Именно учитель, а не образовательная организация, призван обеспечить становление и физической сущности, и личности ребенка, более того, не только личности, как таковой, а личности, нашедшей себя в меняющемся, зачастую недобром в отношении данного ребенка мире. Очевидно, что приходит время раскрытия сущности педагогического процесса как диалога с ребенком, процесса сотворчества, а не как технологии, которая может быть выстроена в методических рекомендациях, а потом еще и измерена, и оценена формальными методами. Здоровье как психофизиологическое понятие является интегральным показателем возможности реализации ребенком определенной деятельности (в нашем случае — учебной деятельности) и как таковое может выступать в качестве надежного критерия оптимальности образовательной среды и используемых педагогических методов, а также эффективности работы педагога.
В статье показана актуальность подготовки специалистов в рамках системы педагогического образования для развития технологического суверенитета нашей страны. В статье поднимается тема междисциплинарности в обучении школьников, которая занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Значимость междисциплинарного обучения обусловлена помощью школьникам в развитии их когнитивных способностей, формировании навыков, необходимых для выполнения задач различного уровня сложностей. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Обозначается ряд «профессиональных навыков», которыми должен обладать инженер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Среди них особое место занимают межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Автор актуализирует задачи, в решении которых важна роль образования — формирование патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета) и обеспечения технологического суверенитета. Формулируя задачи автор статьи определяет актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны. К ним он относит: недостаточное количество учителей, способных практико-ориентированно преподавать физику; отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования; отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой; минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии и другие. .
В статье анализируются на основе описания государственной системы подготовки кадров для системы образования в исторической ретроспективе основные тенденции подготовки педагогов в современных социальных условиях. Опираясь на цели и задачи вновь принятой Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, автор проводит сущностный анализ ключевых предпосылок к организации эффективного выстраивания данной системы и приоритетных направлений взаимодействия участников процесса подготовки педагогов. Также в статье рассматриваются важные предикторы личностного развития будущего учителя, формирования его внутренней позиции личности, основных профессиональных компетенций в ходе обучения в вузе и затрагиваются проблемы формирования личностных результатов высшего образования. В качестве основных тенденций обеспечения современных подходов к организации системы подготовки педагогов предлагаются обеспечение единых подходов к психолого-педагогической, методической и предметной составляющим обучения; разработка требований к базовой части содержания образования, условиям и результатам его реализации; обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования личности; совершенствование системы оценки качества подготовки учителей; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически успешных обучающихся; включение системы подготовки учителей в решение вопросов цифровой трансформации экономики и другие. В статье анализируется возможность изменения вариантов образовательных траекторий подготовки педагогов. .
Ключевые слова:
профессиональное развитие; подготовка педагогов; концепция подготовки педагогических кадров; внутренняя позиция личности; педагогические компетенции; посредническая функция педагога; оценка качества подготовки педагога
В статье определяются роль, место и значение игровых практик в образовании. Дается анализ трансформации образовательного пространства в связи с развитием игрового пространства на основе цифровизации всех сфер жизнедеятельности современного человека. Оценивая масштабы геймификации в современном мире, авторы обращают внимание на влияние этого явления на условия и факторы формирования образовательного пространства. В статье рассматриваются основания, причины геймификации и охват населения компьютерными играми. Показаны в кратком виде задачи и проблемы применения геймификации как метода в процессе обучения, а также раскрыты риски геймификации, пагубные следствия игромании. Авторы ставят своей задачей — в силу широкого распространения геймификации, игровых практик, игромании и незначительного числа научных публикаций по данной проблеме — привлечь внимание к исследованиям всех аспектов геймификации, специфике и масштабам влияния на образовательное пространство.
В статье представлено исследование особенностей современного образования в контексте проблем Метавселенной. Рассматривается содержание понятия Метавселенной и проводятся аналогии с концептом «Веб 2.0» и теорией отчуждения результатов интеллектуальной деятельности . Перенос образовательного процесса в виртуальное пространство Метавселенной рассматривается авторами как важный и серьезный шаг цифровизации образования. Но полный перенос системы образования в виртуальное пространство оказывается просто невозможным. Метавселенная меняет образ и возможности социального и образовательного пространства. Ранее отдельные подпространства социума были взаимосвязаны между собой, но внешне существовали самостоятельно. Современный интернет, а затем концепция Метавселенной меняют положение дел. В Метавселенной пользователь попадает в многообразный поток информации, где мягкая сила образования может оказаться вплетена в такие фрагменты социального пространства, как политика, идеология и т.д. Метавселенная, с одной стороны, задает условия непрерывного образования, с другой — она делает очевидным необходимость развития навыков критического мышления, умения выстраивать коммуникацию, основанную на понимании законов логики и рациональной аргументации, с обязательным учётом правовых и этических аспектов развития образования. Метавселенная стремится к тому, чтобы включить в свое собственное пространство все подвиды единого социального пространства и представить их в цифровом виртуальном пространстве. По замыслу авторов этого пространства, в нем должны присутствовать и образование, и здравоохранение, и наука, и культура, и развлечения, и многое другое. Понятие «Метавселенная» представляет совокупный математический, технический и гуманитарный уровни знания, поэтому исследование этой вселенной носит междисциплинарный характер.
Статья освещает исследование возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в воспитательной системе высшей школы в контексте целостного образовательного процесса. Внимание исследователей в настоящее время привлекают новые варианты информационных технологий для повышения эффективности обучения. Однако требования к результатам высшего профессионального образования включают в себя формирование и развитие личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, реализации творческих инициатив. В соответствии с особенностями жизни и общения современных студентов, широкого владения ими информационно-коммуникативных технологиями, воспитательная система и целостная образовательная среда вуза также включает в себя значительный спектр их использования. Согласно наблюдениям и опросам, приведенным в статье, это благоприятно сказывается на установлении воспитательных контактов педагогического коллектива и студенчества, способствует повышению эффективности, как процесса обучения, так и процесса воспитания. Вместе с тем, постоянное обновление информационно-коммуникативных технологий требует их освоения и изучения как педагогического средства, весьма значительного по силе воздействия на личность.
Ключевые слова:
высшая школа; воспитательный процесс; информационно-коммуникативные технологии
В условиях нарастания угроз России как независимому государству должны быть пересмотрены цели и содержание обучения всех ступеней образовательной системы. Учебник рассматривается как системообразующий фактор образовательных процессов. В связи с этим возникает необходимость экспертизы современных учебников, в первую очередь, для начальной и средней школы. В статье предпринята попытка сравнения методической направленности учебников русского языка для второго класса 1953 и 2017 гг. издания. Показаны возможности этих учебников в формировании грамматических умений и навыков на примере анализа содержания и методических приемов параграфов, посвященных разделительному мягкому знаку.
В статье представлена модель организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития. В основе разработанной модели лежит проект авторской школы, образовательная деятельность которой направлена на достижение как национальных, так и мировых требований к результатам общего образования, обеспечивающая реализацию системно-деятельностного и компетентностного подхода. Особенностью модели является интеграция принципов, целевых ориентиров и базовых понятий концепции устойчивого развития в содержание образования начальной школы, осваиваемое в процессе поэтапного осуществления обучающимися проектной деятельности социальной направленности, что является основой формирования целостного мировоззрения, востребованных в мировом сообществе компетенций, что обеспечивает высокие шансы на успешную образовательную и профессиональную деятельность. Научная новизна работы заключается в разработке нормативной структурно-функциональной модели организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития.
Ключевые слова:
развитие личности; образовательный процесс; начальная школа; проектная деятельность; социальный проект
В статье раскрывается метафора «печать автора» применительно к содержанию и логике предъявления научного результата современным педагогом-исследователем. Заявленная метафора представлена как логико-содержательное соединение трёх компонентов: а) «зона контакта» читателя с авторским текстом, включающая формальное отображение показателей читаемости авторских произведений («автор глазами базы РИНЦ») и раскрытое в статье «приглашение читателя к диалогу»; 6) клише «образ автора в сознании читателя», конкретизированное тезисом «авторский след»; в) клише «автор своими глазами», предполагающее результаты погружения автором себя в рефлексивное поле. Выделенная триада метафор обоснована коррелированностью с «движением» педагога-исследователя от научного замысла к его текстовому отображению, включающему: а) определение читательской аудитории, которой предназначается текст; 6) конструирование исследовательского текста; в) осмысление (рефлексию) читательских откликов в различных научных изданиях и в процессе конференционного диалога и личного общения; г) формирование в сознании автора образа «себя-исследователя». Представлены точечные результаты оформления научного образа автора-исследователя в области образования на основе базы РИНЦ. .
Ключевые слова:
научная метафора; приглашение читателя к диалогу; образ автора в сознании читателя; образ автора в собственном сознании
Целью работы является анализ проблемы медицинского контроля студентов в Российской Федерации, в частности не регулярность и не своевременность медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Для этого проводился сбор и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей календарь и порядок проведения медицинского осмотра студентов основной, специальной и подготовительной медицинской группы, его обязательность для студентов-спортсменов и студентов всех медицинских групп, а также опрос студентов об их отношении к медицинскому контролю и о реальных проблемах, с которыми столкнулись студенты в вопросах медицинского обследования. В статье раскрыта проблема здоровьесбережения студентов посредством выявления несоответствий в межведомственном законодательстве Российской Федерации. Предлагается возможное решение проблем медицинского обследования студентов для занятий физкультурноспортивной деятельностью.
Ключевые слова:
здоровьесбережение; медицинский контроль; студенты; физическая культура; спорт; медицинский допуск; группы здоровья
Исследование представляет собой обзор технических решений отечественного программного обеспечения для использования преподавателями дисциплин гуманитарного профиля. Автор обосновывает предположения по стратегии развития отечественных инструментов сети Интернет для организации дистанционного и смешанного обучения на основе исследований, опросов и документов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования подтверждается интересом педагогического сообщества к доступным современным отечественным решениям, которые смогут стать полноценными альтернативами западным программам в условиях санкций. В работе проанализировано содержание евразийского и российского реестров программного обеспечения для выявления количества отечественных решений в области лингвистики и педагогики. Выявлены наиболее популярные системы видеоконференцсвязи и управления обучением среди отечественных разработок, которые смогут в ближайшем будущем заменить западные решения на отечественном ИТ-рынке. В работе дается подробное описание функциональных возможностей следующих отечественных разработок: «Яндекс.Телемост», «Звонки Вконтакте», «Звонки Mail.ru» и других ресурсов. В то же время в работе отражены мнения пользователей указанных систем: учителей школ, преподавателей вузов, студентов и школьников. Отмечаются достоинства и недостатки существующих программ. В качестве результатов исследования приведен сравнительный анализ технических решений. Данный анализ позволит в будущем определить перспективы модернизации отечественных решений с целью их улучшения и большей востребованности среди образовательных организаций на территории Российской Федерации.
В статье представлена модель частных вспомогательных занятий, способствующих формированию субъектной позиции обучающихся с особым образовательным запросом. Модель представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов: концептуально-целевого, содержательно-технологического, оценочно-результативного. Концептуально-целевой компонент модели включает ключевую идею, цель, задачи, подходы и принципы частных вспомогательных занятий, обеспечивающих формирование субъектной позиции обучающихся. Содержательно-технологический компонент представлен функциями частных вспомогательных занятий и методикой их проведения. Оценочно-результативный компонент включает непосредственные результаты критерии и показатели сформированности субъектной позиции обучающихся, и опосредованные личностные, метапредметные, предметные, коррекционные.
Ключевые слова:
частные вспомогательные занятия; обучение детей-инвалидов; субъектная позиция обучающихся; репетиторство