Сегодня много говорят и пишут о реформировании национального образования. В большинстве случаев тематика публикаций касается достижения нового качества образования переходу Российской Федерации в топ 10 стран по этому показателю. Основным механизмом такого «квантового скачка» специалисты называют формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. В предлагаемой статье авторы размышляют о реальности выполнения такой амбициозной задачи и резонансных эффектах, сопровождающих это явление. Самое значимое из них «перезагрузка» профессионального мышления и поведения педагога. При этом не близость к мегаполису, не количество обучающихся определяют результативность образовательного процесса. На достижение нового качества образования в первую очередь влияет инновационный потенциал педагога, включающий его внутреннюю готовность к «перезагрузке», цифровой инструментарий и педагогические условия реализации основной образовательной программы. Это, по сути дела, и есть те знаменитые «Три Т» требования Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе. В данной статье авторы делают попытку дать ответы на следующие вопросы: в чем же испытывают основные профессиональные дефициты работники образования на современном переходном этапе «перезагрузки»? Какие качества им сейчас особенно важны и необходимы?
Ключевые слова:
метаморфозы профессионального мышления и поведения педагогов; перезагрузка профессионального сознания; профессиональные дефициты; стратегия методического поиска
В статье рассматриваются проблемы и закономерности развития эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования - концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формирования эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированности и оценки. Прослеживается взаимозависимость эмоционального и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников.
Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются методы развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект; социальный интеллект; успешность личности; учебная успешность; социальная успешность; общеобразовательная школа; методы развития эмоционального интеллекта
В статье анализируется применение цифровых технологий в обучении РКИ иностранных студентов. Определяется и раскрывается содержание понятия цифровой компетентности. Выносится предположение, что формирование цифровой компетентности у иностранных студентов может стать фактором оптимизации процесса обучения русскому языку. В основу анализа положено рассмотрение основных способов оптимизации обучения РКИ, включающие в себя применение современных технологий с учетом личностной вовлеченности студентов в процесс обучения. В качестве основной модели определения эффективности применения тех или иных технологий применяется модель SAMR.
Ключевые слова:
цифровая компетентность; обучение иностранных студентов; русский как иностранный; оптимизация обучения
В статье представлена модель частных вспомогательных занятий, способствующих формированию субъектной позиции обучающихся с особым образовательным запросом. Модель представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов: концептуально-целевого, содержательно-технологического, оценочно-результативного. Концептуально-целевой компонент модели включает ключевую идею, цель, задачи, подходы и принципы частных вспомогательных занятий, обеспечивающих формирование субъектной позиции обучающихся. Содержательно-технологический компонент представлен функциями частных вспомогательных занятий и методикой их проведения. Оценочно-результативный компонент включает непосредственные результаты критерии и показатели сформированности субъектной позиции обучающихся, и опосредованные личностные, метапредметные, предметные, коррекционные.
Ключевые слова:
частные вспомогательные занятия; обучение детей-инвалидов; субъектная позиция обучающихся; репетиторство
Исследование представляет собой обзор технических решений отечественного программного обеспечения для использования преподавателями дисциплин гуманитарного профиля. Автор обосновывает предположения по стратегии развития отечественных инструментов сети Интернет для организации дистанционного и смешанного обучения на основе исследований, опросов и документов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования подтверждается интересом педагогического сообщества к доступным современным отечественным решениям, которые смогут стать полноценными альтернативами западным программам в условиях санкций. В работе проанализировано содержание евразийского и российского реестров программного обеспечения для выявления количества отечественных решений в области лингвистики и педагогики. Выявлены наиболее популярные системы видеоконференцсвязи и управления обучением среди отечественных разработок, которые смогут в ближайшем будущем заменить западные решения на отечественном ИТ-рынке. В работе дается подробное описание функциональных возможностей следующих отечественных разработок: «Яндекс.Телемост», «Звонки Вконтакте», «Звонки Mail.ru» и других ресурсов. В то же время в работе отражены мнения пользователей указанных систем: учителей школ, преподавателей вузов, студентов и школьников. Отмечаются достоинства и недостатки существующих программ. В качестве результатов исследования приведен сравнительный анализ технических решений. Данный анализ позволит в будущем определить перспективы модернизации отечественных решений с целью их улучшения и большей востребованности среди образовательных организаций на территории Российской Федерации.
Целью работы является анализ проблемы медицинского контроля студентов в Российской Федерации, в частности не регулярность и не своевременность медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Для этого проводился сбор и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей календарь и порядок проведения медицинского осмотра студентов основной, специальной и подготовительной медицинской группы, его обязательность для студентов-спортсменов и студентов всех медицинских групп, а также опрос студентов об их отношении к медицинскому контролю и о реальных проблемах, с которыми столкнулись студенты в вопросах медицинского обследования. В статье раскрыта проблема здоровьесбережения студентов посредством выявления несоответствий в межведомственном законодательстве Российской Федерации. Предлагается возможное решение проблем медицинского обследования студентов для занятий физкультурноспортивной деятельностью.
Ключевые слова:
здоровьесбережение; медицинский контроль; студенты; физическая культура; спорт; медицинский допуск; группы здоровья
В статье раскрывается метафора «печать автора» применительно к содержанию и логике предъявления научного результата современным педагогом-исследователем. Заявленная метафора представлена как логико-содержательное соединение трёх компонентов: а) «зона контакта» читателя с авторским текстом, включающая формальное отображение показателей читаемости авторских произведений («автор глазами базы РИНЦ») и раскрытое в статье «приглашение читателя к диалогу»; 6) клише «образ автора в сознании читателя», конкретизированное тезисом «авторский след»; в) клише «автор своими глазами», предполагающее результаты погружения автором себя в рефлексивное поле. Выделенная триада метафор обоснована коррелированностью с «движением» педагога-исследователя от научного замысла к его текстовому отображению, включающему: а) определение читательской аудитории, которой предназначается текст; 6) конструирование исследовательского текста; в) осмысление (рефлексию) читательских откликов в различных научных изданиях и в процессе конференционного диалога и личного общения; г) формирование в сознании автора образа «себя-исследователя». Представлены точечные результаты оформления научного образа автора-исследователя в области образования на основе базы РИНЦ. .
Ключевые слова:
научная метафора; приглашение читателя к диалогу; образ автора в сознании читателя; образ автора в собственном сознании
В статье представлена модель организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития. В основе разработанной модели лежит проект авторской школы, образовательная деятельность которой направлена на достижение как национальных, так и мировых требований к результатам общего образования, обеспечивающая реализацию системно-деятельностного и компетентностного подхода. Особенностью модели является интеграция принципов, целевых ориентиров и базовых понятий концепции устойчивого развития в содержание образования начальной школы, осваиваемое в процессе поэтапного осуществления обучающимися проектной деятельности социальной направленности, что является основой формирования целостного мировоззрения, востребованных в мировом сообществе компетенций, что обеспечивает высокие шансы на успешную образовательную и профессиональную деятельность. Научная новизна работы заключается в разработке нормативной структурно-функциональной модели организации образовательного процесса в начальной школе на основе принципов концепции устойчивого развития.
Ключевые слова:
развитие личности; образовательный процесс; начальная школа; проектная деятельность; социальный проект
В условиях нарастания угроз России как независимому государству должны быть пересмотрены цели и содержание обучения всех ступеней образовательной системы. Учебник рассматривается как системообразующий фактор образовательных процессов. В связи с этим возникает необходимость экспертизы современных учебников, в первую очередь, для начальной и средней школы. В статье предпринята попытка сравнения методической направленности учебников русского языка для второго класса 1953 и 2017 гг. издания. Показаны возможности этих учебников в формировании грамматических умений и навыков на примере анализа содержания и методических приемов параграфов, посвященных разделительному мягкому знаку.
Статья освещает исследование возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в воспитательной системе высшей школы в контексте целостного образовательного процесса. Внимание исследователей в настоящее время привлекают новые варианты информационных технологий для повышения эффективности обучения. Однако требования к результатам высшего профессионального образования включают в себя формирование и развитие личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, реализации творческих инициатив. В соответствии с особенностями жизни и общения современных студентов, широкого владения ими информационно-коммуникативных технологиями, воспитательная система и целостная образовательная среда вуза также включает в себя значительный спектр их использования. Согласно наблюдениям и опросам, приведенным в статье, это благоприятно сказывается на установлении воспитательных контактов педагогического коллектива и студенчества, способствует повышению эффективности, как процесса обучения, так и процесса воспитания. Вместе с тем, постоянное обновление информационно-коммуникативных технологий требует их освоения и изучения как педагогического средства, весьма значительного по силе воздействия на личность.
Ключевые слова:
высшая школа; воспитательный процесс; информационно-коммуникативные технологии