ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Развитие педагогического образования в едином образовательном пространстве России: от методологии к практике

Развитие педагогического образования в едином образовательном пространстве России: от методологии к практике

Поступила: 07.02.2024

Принята к публикации: 22.02.2024

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов; качество подготовки педагогов; образовательный процесс; профессиональное становление педагога; единое образовательное пространство; образовательная среда

DOI: 10.55959/ LPEJ-24-09

Доступно в on-line версии с: 24.04.2024

Для цитирования статьи

Борисенков В.П., Пустовойтов В.Н., Тореева Т. А. Развитие педагогического образования в едином образовательном пространстве России: от методологии к практике // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 190-204

Номер 1, 2024

Аннотация

Актуальность. В современном обществе востребована подготовка педагогов, способных использовать в образовательном процессе возможности единого образовательного пространства России. Развитие педагогического образования в данном контексте требует в первую очередь разработки методологических основ подготовки педагогических кадров в условиях современности.

Цель. В ходе исследования поставлены задачи определения условий подготовки педагога, готового и способного использовать в своей профессиональной деятельности потенциал единого образовательного пространства страны, а также определения компонентов системы профессиональной подготовки педагогических кадров в современной России.

Методы. Методологической основой исследования выступают концептуальные идеи об образовательном пространстве, о значимости педагогического образования в трансформации жизни современного общества, а также подходы к пониманию качества образования. Эмпирическими источниками исследования послужили работы современных авторов о поликультурности, гуманистичности, системности образовательного пространства, его информатизации. Методами исследования являются анализ, синтез, контент-анализ, интерпретация, обобщение.

Результаты. Сформулированы концептуальные положения, касающиеся подготовки педагога к профессиональной деятельности в едином образовательном пространстве России. Показано, что эффективность и качество подготовки современного педагога обеспечиваются при условии нацеленности образовательного процесса на формирование у педагогических работников профессиональной компетентности и гражданско-профессиональной позиции, обеспечения единство предметной и метапредметной компетентности, учета в подготовке педагогов перспектив развития общества. Определены ключевые компоненты оптимизированной системы профессиональной подготовки педагогических кадров, способных к плодотворной работе в едином образовательном пространстве страны.

Выводы. Определены ключевые факторы и условия эффективного раз[1]вития системы педагогического образования в едином образовательном пространстве России.

Литература

Борисенков, В.П., Гукаленко, О.В., Данилюк, А.Я. (2004). Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. Москва; Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ.

Гукаленко, О.В. (2000). Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дис. докт. педагог. наук. Ростов-на-Дону.

Единое образовательное пространство. Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г. URL: https://didacts.ru/termin/edinoeobrazovatelnoe-prostranstvo.html (дата обращения: 14.02.2024).

Загвязинский, В.И., Закирова, А.Ф., Строкова, Т.А. (2008). Педагогический словарь. Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. Москва: Издательский центр «Академия».

Иванова, С.В., Иванов, О.Б. (2020). Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. Москва: ООО «Русское слово — учебник».

Национальный проект «Образование». Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 21.02.2024).

О направлении документов «Ядро среднего профессионального педагогического образования»: Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2022 г. № АБ-1197/05. URL: https://base.garant.ru/404755987/ (дата обращения: 10.02.2024).

О рассмотрении обращения: Письмо Министерства просвещения РФ от 25 июля 2022 г. № 08-ПГ-МП-28384. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405095399/ (дата обращения: 28.01.2024).

Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024): Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 28.01.2024).

Пустовойтов, В.Н. (2015). Формирование познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения (на примере изучения предметной области математика и информатика): дис. докт. пед. наук. Москва.

Borisenkov, V., Gukalenko, O., Pustovoitov, V. (2019). The formation of metasubject skills of students in the information educational space. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: Proceedings of the International Conference Education Environment for the Information Age (EEIA 2019), 04–05 June, 2019, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. Vol.: 69 (pp. 190–196). Publisher: Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.23

Borisenkov, V., Gukalenko, O., Pustovoitov, V. (2021). Digitalization of education: trends in teacher training. E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, February 24–26, 2021. Rostov-on-Don: EDP Sciences. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312075